Расцвет и закат еврейской общины с.Кульчины

Местечко Кульчины — одно из древнейших поселений на Подолье. Первое упоминание в документах о селе есть в период крещения Руси князем Владимиром. Называлось оно тогда удельным княжеским городком Кольчичи. Происхождение названия связывают со словом — «кол», поскольку все село было окружено деревянной оградой из кольев, которую называли «колом». Это говорит о том, что в Кульчинах было древнеславянское поселение времен Киевской Руси (древнеславянское городище).

Позже, в 1427 — 1428 гг. село упоминается под названием «Кольчины». Еще позже и до сих пор оно называется Кульчины. При изменении произношения в некоторых словах с буквы «о» на «у» пошло последнее название. Например, коренные жители села говорили вместо «конь» — «кунь», «корова» — «курова», «Кольчины» — «Кульчины».

Но, существует еще одна легенда о Кульчинах. Первое поселение было под рекой Понора на левобережье в урочище Яцковцы. Во время монголо-татарского нашествия село опустошили. Люди, которые смогли спастись, перешли на правый берег реки и основали новое село. Название пошло от первого застройщика Кульчика.

Половина населения в Кульчинах было еврейским

Первое летописное упоминание о евреях, поселившихся в Кульчинах относится к 1578 г.

В 19 – нач. 20 в. – местечко Староконстантиновского уезда Волынской губернии. В 1930-х гг. – центр еврейского национального сельсовета.

В 1847 в Кульчинах проживал 1281 еврей, в 1897 г. – 2031 (47,4%), в 1900 г. — 2031 еврей, в 1920 г. — 1200 евреев (39% от общего числа), в 1923 г. – 923 еврея.

Большинство евреев Кульчинов были мелкими торговцами и ремесленниками. Их процветающий местный рынок был предметом зависти в соседних деревнях. Евреи были тесно связанны между собой и это дружное сообщество пережило погромы, русские революции и частые политические потрясения в этом регионе. В конце 19-го ст. и начале 20-го из-за частых социальных и политических потрясений регион обеднел.

B 1920-х годах, значительная часть кульчинской еврейской молодежи переехала в более крупные города и многие эмигрировали. Поэтому население сократилось. В 1926 году евреи насчитывали только 1226 человек — менее 33% населения города.

Но, для оставшихся еврейских жителей, Кульчины остались их домом — уютным, предсказуемым, надежным — там, где их существование основывалось на многолетних традициях и религиозных убеждениях.

В 1865 в Кульчинах действовала синагога и молитвенный дом. Во 2-й пол. 19 в. раввином в Кульчинах был Менахем-Нохум Горбатый, после его смерти с 1882 – сын Исроэль-Хаим (1858–?).

Основные занятия еврейского населения Кульчинов в 19 – нач. 20 в. были ремесла и торговля. В 1914 г. евреям принадлежали единственная аптека, все 3 лесных склада, единственная булочная, 60 лавок (в т. ч. все 35 бакалейных); еврей арендовал единственную водяную мельницу в Кульчинах.

В 1926 г.  в Кульчинах был свой еврейский сельсовет и еврейская государственная школа, где говорили и учили на идиш. А в 1930-х годах действовали еврейские литературные и драматические кружки.

В 1931 г. в Кульчинах проживало уже 1060 евреев. Голод и эмиграция повлияла на численность еврейского населения.

Кульчины в период немецкой оккупации

В июле 1941 г. Кульчины заняли части вермахта. В селе установилась оккупационная власть. С первых дней оккупации немцы начали евреев концентрировать в гетто, которое создали в еврейском сельском квартале. Кульчинское гетто просуществовало больше 1 года. Его узниками стали жители Кульчинов, Маневцов, Антонин, Базалии и евреи из др. населенных пунктов.

См. Коротка хронологія Голокосту на Красилівщині

На протяжении 1941 — 1943 г. некоторых узников Кульчинского гетто расстреляли в Кульчинах, недалеко от гетто.

В мае 1942 г. узников Кульчинского гетто начали отправлять на работу в с.Великие Орлинцы (село возле Антонин). Людей поместили в неубранные вонючие конюшни. Немцы и полицаи над евреями издевались и всячески их унижали. А условия проживания в трудовом лагере в Великих Орлинцах были ужасными. Многие умирали от болезней и истощения. Трупы хоронили на территории хозяйства. На сегодняшний день, место захоронения в Великих Орлинцах никак не отмечено.

В июле 1942 г. всех узников Кульчинского гетто, Красиловского гетто и трудового лагеря в Великих Орлинцах отправили в с.Маневцы.

В один из июльских жарких дней 1942 года в лесу, возле с.Маневцы были вырыты две большие ямы. Украинские полицаи оцепили эти ямы, а немецкие солдаты расстреляли все еврейское население Красиловщины.

Позже, в Кульчинах были разобраны все еврейские дома, предприятия и религиозные здания. А после окончания войны местное население разобрало все надгробные камни на еврейских кладбищах для использования их в своих хозяйственных целях.

Сегодня от богатой еврейской жизни в Кульчинах остался один еврейский дом, братская могила на окраине села (эта территория не исследовалась, ее границы не определены и место не является историческим памятником), старое еврейское кладбище и надгробный камень, найденный на месте нового еврейского кладбища. А нынешние жители Кульчинов не помнят о вкладе, истории и судьбе своих бывших еврейских соседей.

Тут був торгівельний майдан

На фото: на этом месте когда-то была торговая площадь, а сейчас все заросло. с.Кульчины, 29-06-2018.

Место в Кульчинах, где расстреливали евреев

На фото: Дмитрий Северенюк указывает на надгробный камень — это все, что осталось от нового еврейского кладбища. с.Кульчины, 07-06-2018.

Источники

Підписатися
Сповістити про
guest

0 коментарів
Старіші
Новіші Найпопулярніші
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі