Встреча с кульчинским краеведом Северенюком Дмитрием
21 ноября 2014 г. я посетил с.Кульчины с целью встретиться и ближе познакомиться с местным историком и краеведом Северенюком Дмитрием Яковлевичем.
Сегодня, Дмитрий Яковлевич находится на пенсии и уже не работает в школе, но в селе все его знают и уважают. С виду он обычный сельский житель, ему 67 лет. Сам он родом из Кузьмина. Родился 3 ноября 1947 года в семье учителей. В 1949 г. семья Дмитрия Яковлевича переехала в Кульчины на постоянное место работы.
По приезду в село Дмитрий Яковлевич меня встретил и пригласил в свой дом. Мы провели в разговоре около двух часов. После общения мы прогулялись селом.
Меня интересовала история кульчинских евреев, отношения между евреями и неевреями, создание и ликвидация гетто, послевоенное время.
Наш разговор начался с того, как Дмитрий Яковлевич начинал свое изучение истории родного края.
С середины 1970 г. он как учитель истории начинает активно интересоваться историей Кульчин. Дмитрий Яковлевич начинает опрашивать оцевидцев, собирать из разных источников информацию. Но настоящий кладезь информации по его словам, ждал его в Киеве. Все началось в 1979 г., в стенах Центрального государственного исторического архива в г.Киев. В котором Байдич Олександр, Онойко В. и Северенюк Дмитрий искали информацию о своем крае. Несколько месяцев Дмитрий Яковлевич изучал этот архив. Он нашел много информации о жизни села и еврейской общины: разные отчеты, ведомости, акты и т.д. Данные накапливались и Дмитрий Яковлевич серьезно задумался о работе над созданием книги.
Мне интересно было узнать: почему Дмитрий Яковлевич не просто изучал историю своего села, но заинтересовался жизнью и судьбой еврейской общины. Еврейская община занимала важное место в становлении и развитии села. Многие события связаны именно с евреями. Но кто об этом говорит или пишет? Складывается впечатление, что евреев здесь никогда и не было. И Дмитрий Яковлевич решил с этим не соглашаться.
Наряду с раскрытием истории Кульчинов, он начинает изучение жизни еврейской общины до 1942 г.
Как результат его работы в 2007 г. вышла книга “Кульчины (история села с древнейших времен до начала 21 ст.)”.
А в 2010 г. вышла книга-летопись “Социально-экономическое развитие края за 10 лет независимости Украины. Хмельницкая область, Красиловский район (хроника событий)”. Книга имеет 8 томов. В нее вошли копии документов, материалы периодики, таблицы и другие иллюстрации. Одна такая книга находится в Хмельницком государственном областном архиве, другая – в Красиловском государственном районном архиве.
Оказывается, в центре с.Кульчины было еврейское местечко. Все основные здания и учреждения были в центре села: сельсовет, школа и синагога. Еврейских улиц было четыре, каждая из которых имела название на австрийском языке.
Когда немцы вошли в село в 1941 г., они сразу в центре села создали гетто. Несколько еврейских домов были ограждены и использовались для гетто. Другие еврейские дома после этого были разрушены. После войны оставшиеся еврейские дома были проданы местным жителям.
Интересный факт: после войны оставшиеся руины от еврейских домов решили убрать. Бульдозерами начали расчищать территорию бывшего еврейского городка. Во время этой работы в руинах и остатках домов рабочие и местные жители находили много золотых вещей.
Деятельность историка из Кульчин, не осталась без внимания западных читателей и исследователей. К Дмитрию Яковлевичу в Кульчины начинают приезжать американцы с переводчиками. Практически, все они являются потомками Кульчинских евреев. Одни из них хотели увидеть родину своих предков, другие – являются исследователями, которые собирают информацию с целью дальнейшей публикации.
В сентябре 2005 года Дмитрия Яковлевича посетил Herb Bixhorn (Херб Биксхорн) из США (родился в 1937 г.). Его родители в 1918 г. выехали в Америку спасаясь от Гражданской войны и резни. Отец рос в Кульчинах и внушил своему сыну Хербу, что его родина в Кульчинах и он не должен ее забывать.
Херб интересовался историей Кульчинов.
Дмитрий Яковлевич подарил американцу свою книгу о Кульчинах и подписал ее такими словами: “Всем американским евреям от учителя Кульчинской школы на память”. Американцу показали село, места где были когда-то расположены еврейские кладбища, два еврейских дома, которые сохранились.
С тех пор Дмитрий Яковлевич поддерживает с Хербом постоянную связь.
В декабре 2010 г. Кульчины посещает американец Joe Resnick. Дмитрий Яковлевич принимает гостя и знакомит его с историей села.
В июле 2011 г. Кульчины посещает David Winer (Дэвид Вайнер) со своим другом Gary Siegelman. Дедушка Дэвида – Пинхас Вайнер (Бенджамин Вайнер) был родом из Кульчинов. В 1910 г. Пинхас Вайнер покинул Кульчины и эмигрировал в Америку.
Дэвид приехал летом, все в зелени, тепло – прекрасная пора для прогулок. Дмитрий Яковлевич показал гостям село, место где лежит большой камень – надгробная плита, которая лицевой стороной лежит на земле. Недалеко от этого места было еврейское кладбище, от которого кроме этого камня ничего уже не осталось. На этом месте сегодня сеют пшеницу. Камень был большим и тяжелым, и потому его не тронули. Пытались трактором оттянуть в другое место – не поддается. Камень до сих пор так, там и лежит напоминая о славной, а местами трагической истории евреев Кульчина. Этому камню повезло, ведь другие надгробия были использованы в хозяйственных целях местными жителями.
Но, вернемся к американцам.
Американцам в Кульчинах все было в диковинку: украинский деревянный колодец, выпасание утят, лошади с возом, свиньи и коровы. Они все фотографировали, все им было интересно. Потом они уехали.
Через некоторое время, уже в Америке Дэвид Вайнер написал Дмитрию Яковлевичу и поинтересовался, почему в Кульчинах нет памятника погибшим евреям? Дмитрий Яковлевич предлагал сельским властям поставить в центре села, возле памятника жертвам репрессий и голодомора памятник жертвам Холокоста. Но, власти не согласились.
Дэвид Вайнер связывается по этому поводу с раввином из Житомира и знакомит Дмитрия Яковлевича с этим раввином. Дмитрий Яковлевич делится своим желанием с этим раввином. Ведь все будет сделано на месте и больших денег на это дело не надо и даже сельский голова дала разрешение на установку памятника. Но, все снова затихло. И до сих пор в Кульчинах нет этого памятника.
Дмитрий Яковлевич рассказал интересную историю о том, как при разборе деревянного пола на месте бывшего еврейского дома нашли старые документы на дом и чековые книги. Хозяин дома в 1918 г. убегая от Гражданской войны спрятал эти документы в пол своего дома, наверное, намеревался позже вернуться сюда. Документы датированы 1912 годом. Продавец дома: Владислав Иванович Грахольский, покупатель дома: Абрам Ицкович Гингольд.
Дэвид Вайнер тогда все сфотографировал и уехал. Но история Гингольдов на этом не закончилась.
Микульский Иван Олексович во время войны был юношей. После 1942 г. его забрали в Германию на принудительные работы. В 1942 году он стал свидетелем того, как евреев из Кульчинского гетто отправляли в Маневцы. Людей гнали по дороге, взрослых, детей и стариков. Кто не мог идти – сразу расстреливали.
Микульский Иван все это видел и один из его стихов посвящен этому эпизоду.
Поволі рухалась на горб колона,
Я біля Броварських стояв воріт
Щось говорив одному з охорони,
Тримаючись руками за живіт
Старий єврей, що мабуть йти не змога
У відповідь лиш постріл пролунав.
Старий хитнувся, впав на край дороги
Колоні вслід ще глянув і сконав.
Недовзі ген на горбі гримнув постріл
Застрелив знов людину конвоїр
Сам Гінгольд впав,
Бухгалтер наш колгоспний
Прикоротивсь йому життя відмір.
До нього з криком кинулась дружина
Обняти, попрощитися, але ж
Її, та разом з нею сина Мілю
Без жаллю конвоїр застрелив теж.
Тогда спаслась дочка Гингольдов – Бронислава. Кто-то из жителей Кульчинов ее у себя спрятал. После войны она вернулась в село, но родного дома уже не было, кругом руины. Она уезжает во Львов и там выходит замуж. Через некоторое время Бронислава Гингольд репатриируется в Израиль. В 1975 году она подает свидетельские показания в музей истории Холокоста Яд Вашем.
Дэвид Вайнер находит эту информацию о семье Брониславы и связывается с ней. Но Бронислава ничего не хочет слышать о своем родном селе, потому что считает, что украинцы виноваты в смерти ее родных. У Брониславы есть дочь, которая живет в Южной Африке и есть внучка – Нета, которая проживает в Канаде. Дэвид Вайнер нашел адрес этой внучки и дал его Дмитрию Яковлевичу. Дмитрий отправляет письмо в Канаду с целью выйти на связь с внучкой Брониславы, но письмо через два месяца после отправки возвращается назад. Почтовый сервис поставил отметку на письме – Unknown (Неизвестный адрес).
В 2012 году, летом Кульчины снова посещает Херб Биксхорн. На этот раз он приехал со своей женой – Эбби. В этот раз посетили могилы в Маневцах. Могилы от с.Кульчины находятся на расстоянии 6-8 км., если ехать через поля.
В местных газетах (газета “Красиловский вестник”) Кульчины из-за визитов американцев назвали “еврейской Меккой”.
Дмитрий Якович в свое время также сотрудничал с музеем холокоста – Яд-Вашем в Иерусалиме. Он отправил в музей информацию о Кульчинах и холокосте.
После нашего разговора Дмитрий Яковлевич показал мне село. Дом культуры, бывшее еврейское местечко, церковь, памятник погибшим во время ВОВ, памятник жертвам политических репрессий и Голодомора в Украине, побывали в школе… К сожалению, время и погода не позволили посетить место, где лежит надгробный камень – единственное, что осталось от еврейского кладбища.
Надеюсь, что наша встреча с Дмитрием Яковлевичем была не последней и мы еще не раз приоткроем тайны истории.
Кульчины сегодня
В селе около 400 домов. Часть домов пустует. Жильцы этих домов уехали в ближайшие города, в которых больше шансов найти работу и устроить семью. Каждый год в школе сокращается количество учеников – нет рождаемости, а семьи с детьми уезжают в города.
Транспортное сообщение в село лучше, чем в Маневцы. Автобус ходит 4 раза в день. Но дороги – это отдельная история. Власти ими не занимаются. Из-за плохого состояния дороги автобус едет 40 минут, вместо 15-20 минут. Зимой дорогу может так занести, что люди вообще никуда не ездят. В городе, работодателю это не объяснишь, и потому многие уезжают из села.
Вообще, такая ситуация не только в с.Кульчины. Многие села на грани исчезновения. Мало таких сел, которые процветают и люди наоборот туда едут на ПМЖ и на работу.
Николай Пекарский