Письмо Фаины Грубер в Хэсэд Авот
Уважаемые друзья из Хэсэд Авот!
Опять мой земляк Корман Г.Е. прислал вырезку в газете Хэсэд Авот “От всей души”. Опять без слез не обошлось. От всей души благодарю за такое внимание.
Я с Вами поделилась, обрадовалась, что после всего наш народ все же ожил. Дай Бог, чтобы долго еще жил на зло врагам и чтобы мы доказали кто есть кто. Не надеялась, что Вы мой рассказ оформите для общего внимания. Видно Корман помог. Он мне как родной брат. Спасибо и ему…
Моя жизнь – история. Я очень мало описала, но Вы сами сделали вывод. У меня большая родня. 21 человек с семьями. Три получают пособие из Еврейского фонда для крестьян- спасителей США. 2 на листе ожидания. Сыновья и внуки спасителей хранят память о благородстве их отцов и дедов. С ними я продолжаю дружить. Делим вместе и радости и горе. Я связана из светом.
29.05.95 во время церемоний вречения наград спасителям в посольстве Киева я имела встречу со спасителями или их детей. Все получили звание “Праведники мира”. Живые и не живые. Всем вручили дипломы, медали. Я там выступила из трибуны. 2 раза показывали по телевизору…
Связалась с председателем Общества узников гетто Латвии с писателем Коваль Леонид Йосивович. Он выпустил Книгу Спасения куда ввошли мои воспоминания, большой список жертв фашизма, фото спасителей.
Клара Винокур мне вручила эту Книгу в 2-х томах. Он с ней встретился и мне передал. На 1-й странице он пишет: “Дорогой и Великой Фаине Грубер главной и важной героине этой Книги, чья жизнь энциклопедия еврейского народа…” На 156 стр. он пишет: “Эта великая женщина, этот прекрасный человек, вопреки своему не здоровью, нищете существования, собрала сотни имен погибших евреев и прислала их мне. Поклонимся Благородству Фаины Михайловны, вырвавшей из небытия эти имена…”
Ко мне приезжали из Киева брали интервью. 4 часа я рассказывала довоенную, военную, послевоенную жизни. В Калифорнии собирали узников мира, готовят историю узников во время ВОВ для будущих поколений. Наши голоса останутся навеки после нас. Они очень благодарны за встречу. В письме не все опишешь. Видно Бог не зря оставил одну жертву, чтобы было кому поведать о бесчеловеческих муках нашего народа.
От редакции: сохранен стиль письма с незначными правками при оцифровке. Нужно учитывать, что у Фаины Михайловны на момент написания этого письма уже было очень плохое зрение. В некоторых своих письма она упоминает о том, что не видит линий на бумаге и долго не может писать.
В письме, скорей всего упоминается Еврейский Благотворительный Фонд “Хесед Нахалат Авот Азриель”, г.Киев.