Ковбасюк Дарья – праведница народов мира
СЕМЬЯ
Ковбасюк Дарья (18/03/1901-?(от редакции: умерла, уточняем даты))
СПАСЕННЫЕ:
Шехтман (Грубер) Фаина
Шехтман Броня
Вид помощи:
Предоставление убежища
Фальшивые документы
Помощь в поиске убежища
Номер дела: Дело из архива отдела Праведники народов мира (M.31.2/5962)
ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ
Дарья Ковбасюк проживала в селе Кузьмин, Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области и дружила с семьей по фамилии Шехтман, жившей в том же селе.
Во время немецкой оккупации муж Дарьи Ковбасюк ушел на фронт, а она работала в колхозе и одна растила маленькую дочь.
8 июля 1941-го года немцы оккупировали село Кузьмин, и спустя всего нескольких дней, при содействии местных пособников, организовали преследования евреев. Евреев заставляли делать самую тяжелую работу в колхозе, их дома громили, имущество грабили, несколько человек было убито. В это время Дарья Ковбасюк помогала сестрам Броне и Фаине Шехтман. Она приносила им еду и при необходимости предоставляла возможность прятаться в своем амбаре.
17 февраля 1942-го года евреи Кузьмина были депортированы в город Красилов, и Дарья Ковбасюк ничего не знала о том, какая судьба постигла сестер Шехтман.
В конце мая 1942-го года Дарья нашла в своем амбаре Фаину Шехтман, в перепачканной кровью одежде, дрожащую от страха. Фаина рассказала Дарье, что в тот самый день много евреев было убито в овраге Красилова; там погибла вся ее семья, включая Броню. Фаине удалось пережить эту бойню, и как только наступила ночь, и тишина накрыла местность, она выбралась из-под груды тел и побежала прямиком к дому Дарьи Ковбасюк.
Дарья дала Фаине кое-что из крестьянской одежды, снабдила девушку напутственными советами и отправила ее в село Баглай (Староконстантиновский р-н – от редакции), где в 1930-е годы она сама работала учительницей. Там Фаина постучала в дверь дома Федора и Антонины Мартынюк. Когда-то много лет назад Антонина снимала комнату в доме Дарьи Ковбасюк. Мартынюки тепло приняли Фаину, пригласили ее в дом и предложили убежище на чердаке. При их содействии Фаине удалось тайком передать записку подруге, которая жила в соседнем городе Староконстантинов. На следующий день Федор Мартынюк проводил Фаину к ее друзьям, Петру и Ольге Кизюнам, которые пригласили Фаину к себе в дом и спрятали ее на чердаке.
Когда было решено изготовить фальшивые документы для Фаины, Ольга Кизюн обратилась к своему брату, Ефрему Василишину, мастеру на все руки. Ефрем вызвался подделать местную казенную печать, и попросил Саву Чайку, бывшего секретаря сельсовета села Баглай, дать ему чистые бланки, которые использовались для изготовления паспортов для селян. Невзирая на опасность, Петр Кизюн отвел Фаину сфотографироваться на документы, и, поскольку многие односельчане знали ее в лицо, Фаина была вынуждена быстро бежать из фотоателье прямиком в дом Марии Голуб, теще Ефрема Василишина. Мария одела Фаину в одежду старухи, дала ей в руки маленькую корзинку с овощами, и отвела ее в дом к Кизюнам.
Пока Фаина находилась в этом доме, Анатолий, сын Петра и Ольги, служил ей «глазами и ушами». Он отслеживал перемещения полиции, а после того, как его младшая сестра рассказала своим друзьям о молодой женщине, поселившейся у них на чердаке, придумал объяснение этой ситуации, которое развеяло все подозрения.
Переодевшись старухой и пользуясь информацией, переданной Анатолием, и документами на украинское имя Фаина отправилась в село Григоровка, в дом Сергея Костушевича, директора сельской школы и хорошего знакомого Кизюнов. Фаина переночевала в доме Сергея и его жены Марии. На следующий день Костушевичи, снабдив девушку документом, подтверждающим, что она работала уборщицей в школе, и указаниями, как добраться до дома брата Марии в Житомире, отправили ее в Житомир.
Долгий путь до Житомира утомил Фаину, и, дойдя до села Гришковцы, Житомирской области, она заболела и рухнула прямо на порог дома Павла и Антонины Горчаковых. Те внесли ее в дом, и, вместе со своими детьми, Анатолием, Борисом и Зинаидой, выходили ее до полного выздоровления. После того, как девушка окончательно поправилась, Горчаковы познакомили ее с Дмитрием Стельниковичем, участником подпольного движения, который вместе со своей женой Верой проживал на хуторе Белоцерковка, Бердичевского района. Фаина оставалась у Стельниковичей с июня 1942-го года вплоть до освобождения этой территории от оккупации, которое наступило в январе 1944-го года. Все это время они представляли ее окружающим своей родственницей.
После освобождения этой территории от оккупации спасшаяся девушка переехала в Староконстантинов, откуда поддерживала связь со всеми, кто помогал ей во время войны. В середине 1990-х Фаина (к тому времени Грубер) репатриировалась в Израиль.
31 января 1994 года Яд Вашем удостоил Дарью Ковбасюк, Федора и Антонину Мартынюк, Петра и Ольгу Кизюн, а также их сына Анатолия Кизюна, Ефрема Василишина, Марию Голуб, Саву Чайку, Сергея и Марию Костушевичей, Павла и Антонину Горчаковых и их детей, Анатолия, Бориса и Зинаиду, а также Дмитрия и Веру Стельниковичей почетным званием «Праведник народов мира».
УВЕКОВЕЧЕНИЕ
Как Праведник увековечен в Яд Вашем: Стена почета
Церемония организована дипломатическим представительством Израиля в: Киев, Украина.