Немного довоенной истории

Два поколения назад местечко было знаменито своими кожевенными заводами. В нём было 24 кожевенных завода, разумеется, примитивных. Название Красилов было придатком, обозначающим качество кожи.

Два поколения назад местечко было знаменито своими кожевенными заводами. В нём было 24 кожевенных завода, разумеется, примитивных. Название Красилов было придатком, обозначающим качество кожи.

У нескольких кожевенников были склады для продажи их продукции в Харькове, Киеве и Одессе. С течением времени, когда на базаре появлялись сорта кожи превосходного качества, красиловская кожа не выдерживала конкуренции, и кожевенное производство в местечке постепенно снижалось. Однако в наше время в местечке ещё оставалось несколько кожевенных заводов и мельниц. Следует отметить, что большинство работников этих предприятий были евреи. Когда-то рабочее время продолжалось от “авдалы” (исход субботы, прощание с шаббатом – ред.) до “леху неранена” (встреча шаббата – ред.). Даже на исходе субботы работали, потому что работа была сдельной, и всегда работали дополнительное время.

Ещё одно производство было в Красилове, вовсе не примитивное. Это был большой сахарный завод, принадлежавший польской княгине Маньковской. Но у евреев не было там право доступа, кроме небольших покупок в еврейских магазинах. Завод не оказывал никакого влияния на заработки в местечке. Единственная польза, которую извлекли евреи из завода, было шоссе, проложенное благодаря этому заводу 40 лет назад, которое соединило местечко с Проскуровым. Удивительно, что хотя дома служащих (все – поляки) и рабочих были отделены от еврейских домов и сосредоточились вокруг завода, церковь и дом священника построены почему-то именно среди еврейских домов. Красилов был станцией Подольской ж/д: Коростень – Каменец-Подольский.

На состояние культуры в местечке оказывали большое влияние учителя иврита: Йомтов Гельман, уроженец Красилова (сейчас учитель учительской семинарии в Иерусалиме) и Йегоше Гутман, сейчас учитель реального училища в Хайфе; в близком Николаеве-Подольском обучал Торе Йехазкель Койфман, сейчас известный писатель (все трое – выпускники большой ешивы в Одессе) и ещё несколько их товарищей, которые устроились рядом с ними учителями иврита на “кондициях” в соседних местечках.

В местечке было сильное ивритское и сионистское движение: сионистский комитет, постановки любительских трупп, специальные общественные молебны на Симхес-Тойрэ в бюро сионистского комитета и во многих синагогах в пользу еврейских национальных фондов; также большая библиотека и кружки по изучению сионизма. Да будет здесь упомянута мученица Малка-Лея Гутман блаженной памяти, которая была живым духом в сионистском движении Красилова. Она была убита петлюровскими гайдамаками, защищая мать и братьев во время погрома в местечке.

В синагогах Красилова было немало изучающих Тору. Существовали общества ШаС, мишнайот, Эйн-Яаков, и время от времени устраивались празднования “завершения”, привлекавшие много людей. В местечке было большое количество хасидов, большинство которых – боянские, садагорские, зиньковские и др. В конце 19-го в. раввином местечка был р. Алтер Бускис (Боскис?) блаженной памяти (известный по имени р.Алтер Красиловер). После него пост раввина занимал его сын.

Недалеко от Красилова находится село Антонины, в прошлом имение и место жительства графа Потоцкого. По рассказам стариков, в его дворце находились золотые ворота, и в то время несколько евреев имели торговые связи с имением и зарабатывали на этом.

Во время погромов … было убито около 15 евреев…

Перевод с иврита: Леонид Коган

У нескольких кожевенников были склады для продажи их продукции в Харькове, Киеве и Одессе. С течением времени, когда на базаре появлялись сорта кожи превосходного качества, красиловская кожа не выдерживала конкуренции, и кожевенное производство в местечке постепенно снижалось. Однако в наше время в местечке ещё оставалось несколько кожевенных заводов и мельниц. Следует отметить, что большинство работников этих предприятий были евреи. Когда-то рабочее время продолжалось от “авдалы” (исход субботы, прощание с шаббатом – ред.) до “леху неранена” (встреча шаббата – ред.). Даже на исходе субботы работали, потому что работа была сдельной, и всегда работали дополнительное время.

Ещё одно производство было в Красилове, вовсе не примитивное. Это был большой сахарный завод, принадлежавший польской княгине Маньковской. Но у евреев не было там право доступа, кроме небольших покупок в еврейских магазинах. Завод не оказывал никакого влияния на заработки в местечке. Единственная польза, которую извлекли евреи из завода, было шоссе, проложенное благодаря этому заводу 40 лет назад, которое соединило местечко с Проскуровым. Удивительно, что хотя дома служащих (все – поляки) и рабочих были отделены от еврейских домов и сосредоточились вокруг завода, церковь и дом священника построены почему-то именно среди еврейских домов. Красилов был станцией Подольской ж/д: Коростень – Каменец-Подольский.

На состояние культуры в местечке оказывали большое влияние учителя иврита: Йомтов Гельман, уроженец Красилова (сейчас учитель учительской семинарии в Иерусалиме) и Йегоше Гутман, сейчас учитель реального училища в Хайфе; в близком Николаеве-Подольском обучал Торе Йехазкель Койфман, сейчас известный писатель (все трое – выпускники большой ешивы в Одессе) и ещё несколько их товарищей, которые устроились рядом с ними учителями иврита на “кондициях” в соседних местечках.

В местечке было сильное ивритское и сионистское движение: сионистский комитет, постановки любительских трупп, специальные общественные молебны на Симхес-Тойрэ в бюро сионистского комитета и во многих синагогах в пользу еврейских национальных фондов; также большая библиотека и кружки по изучению сионизма. Да будет здесь упомянута мученица Малка-Лея Гутман блаженной памяти, которая была живым духом в сионистском движении Красилова. Она была убита петлюровскими гайдамаками, защищая мать и братьев во время погрома в местечке.

В синагогах Красилова было немало изучающих Тору. Существовали общества ШаС, мишнайот, Эйн-Яаков, и время от времени устраивались празднования “завершения”, привлекавшие много людей. В местечке было большое количество хасидов, большинство которых – боянские, садагорские, зиньковские и др. В конце 19-го в. раввином местечка был р. Алтер Бускис (Боскис?) блаженной памяти (известный по имени р.Алтер Красиловер). После него пост раввина занимал его сын.

Недалеко от Красилова находится село Антонины, в прошлом имение и место жительства графа Потоцкого. По рассказам стариков, в его дворце находились золотые ворота, и в то время несколько евреев имели торговые связи с имением и зарабатывали на этом.

Во время погромов … было убито около 15 евреев…

Перевод с иврита: Леонид Коган

Источник: Газета "Ялкут Волын" №2/1945 г. (печатное издание, появившееся у волынских евреев в Израиле в 1945 г.)

Вам нравится сайт Красилов Еврейский?

Вы можете помочь развитию проекта. Я хочу помочь!

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on email
Share on print
Рекомендуем прочитать

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *