Немного довоенной истории
Два поколения назад местечко было знаменито своими кожевенными заводами. В нём было 24 кожевенных завода, разумеется, примитивных. Название Красилов было придатком, обозначающим качество кожи.
Два поколения назад местечко было знаменито своими кожевенными заводами. В нём было 24 кожевенных завода, разумеется, примитивных. Название Красилов было придатком, обозначающим качество кожи.
У нескольких кожевенников были склады для продажи их продукции в Харькове, Киеве и Одессе. С течением времени, когда на базаре появлялись сорта кожи превосходного качества, красиловская кожа не выдерживала конкуренции, и кожевенное производство в местечке постепенно снижалось. Однако в наше время в местечке ещё оставалось несколько кожевенных заводов и мельниц. Следует отметить, что большинство работников этих предприятий были евреи. Когда-то рабочее время продолжалось от “авдалы” (исход субботы, прощание с шаббатом – ред.) до “леху неранена” (встреча шаббата – ред.). Даже на исходе субботы работали, потому что работа была сдельной, и всегда работали дополнительное время.
Ещё одно производство было в Красилове, вовсе не примитивное. Это был большой сахарный завод, принадлежавший польской княгине Маньковской. Но у евреев не было там право доступа, кроме небольших покупок в еврейских магазинах. Завод не оказывал никакого влияния на заработки в местечке. Единственная польза, которую извлекли евреи из завода, было шоссе, проложенное благодаря этому заводу 40 лет назад, которое соединило местечко с Проскуровым. Удивительно, что хотя дома служащих (все – поляки) и рабочих были отделены от еврейских домов и сосредоточились вокруг завода, церковь и дом священника построены почему-то именно среди еврейских домов. Красилов был станцией Подольской ж/д: Коростень – Каменец-Подольский.
На состояние культуры в местечке оказывали большое влияние учителя иврита: Йомтов Гельман, уроженец Красилова (сейчас учитель учительской семинарии в Иерусалиме) и Йегоше Гутман, сейчас учитель реального училища в Хайфе; в близком Николаеве-Подольском обучал Торе Йехазкель Койфман, сейчас известный писатель (все трое – выпускники большой ешивы в Одессе) и ещё несколько их товарищей, которые устроились рядом с ними учителями иврита на “кондициях” в соседних местечках.
В местечке было сильное ивритское и сионистское движение: сионистский комитет, постановки любительских трупп, специальные общественные молебны на Симхес-Тойрэ в бюро сионистского комитета и во многих синагогах в пользу еврейских национальных фондов; также большая библиотека и кружки по изучению сионизма. Да будет здесь упомянута мученица Малка-Лея Гутман блаженной памяти, которая была живым духом в сионистском движении Красилова. Она была убита петлюровскими гайдамаками, защищая мать и братьев во время погрома в местечке.
В синагогах Красилова было немало изучающих Тору. Существовали общества ШаС, мишнайот, Эйн-Яаков, и время от времени устраивались празднования “завершения”, привлекавшие много людей. В местечке было большое количество хасидов, большинство которых – боянские, садагорские, зиньковские и др. В конце 19-го в. раввином местечка был р. Алтер Бускис (Боскис?) блаженной памяти (известный по имени р.Алтер Красиловер). После него пост раввина занимал его сын.
Недалеко от Красилова находится село Антонины, в прошлом имение и место жительства графа Потоцкого. По рассказам стариков, в его дворце находились золотые ворота, и в то время несколько евреев имели торговые связи с имением и зарабатывали на этом.
Во время погромов … было убито около 15 евреев…
Перевод с иврита: Леонид Коган
У нескольких кожевенников были склады для продажи их продукции в Харькове, Киеве и Одессе. С течением времени, когда на базаре появлялись сорта кожи превосходного качества, красиловская кожа не выдерживала конкуренции, и кожевенное производство в местечке постепенно снижалось. Однако в наше время в местечке ещё оставалось несколько кожевенных заводов и мельниц. Следует отметить, что большинство работников этих предприятий были евреи. Когда-то рабочее время продолжалось от “авдалы” (исход субботы, прощание с шаббатом – ред.) до “леху неранена” (встреча шаббата – ред.). Даже на исходе субботы работали, потому что работа была сдельной, и всегда работали дополнительное время.
Ещё одно производство было в Красилове, вовсе не примитивное. Это был большой сахарный завод, принадлежавший польской княгине Маньковской. Но у евреев не было там право доступа, кроме небольших покупок в еврейских магазинах. Завод не оказывал никакого влияния на заработки в местечке. Единственная польза, которую извлекли евреи из завода, было шоссе, проложенное благодаря этому заводу 40 лет назад, которое соединило местечко с Проскуровым. Удивительно, что хотя дома служащих (все – поляки) и рабочих были отделены от еврейских домов и сосредоточились вокруг завода, церковь и дом священника построены почему-то именно среди еврейских домов. Красилов был станцией Подольской ж/д: Коростень – Каменец-Подольский.
На состояние культуры в местечке оказывали большое влияние учителя иврита: Йомтов Гельман, уроженец Красилова (сейчас учитель учительской семинарии в Иерусалиме) и Йегоше Гутман, сейчас учитель реального училища в Хайфе; в близком Николаеве-Подольском обучал Торе Йехазкель Койфман, сейчас известный писатель (все трое – выпускники большой ешивы в Одессе) и ещё несколько их товарищей, которые устроились рядом с ними учителями иврита на “кондициях” в соседних местечках.
В местечке было сильное ивритское и сионистское движение: сионистский комитет, постановки любительских трупп, специальные общественные молебны на Симхес-Тойрэ в бюро сионистского комитета и во многих синагогах в пользу еврейских национальных фондов; также большая библиотека и кружки по изучению сионизма. Да будет здесь упомянута мученица Малка-Лея Гутман блаженной памяти, которая была живым духом в сионистском движении Красилова. Она была убита петлюровскими гайдамаками, защищая мать и братьев во время погрома в местечке.
В синагогах Красилова было немало изучающих Тору. Существовали общества ШаС, мишнайот, Эйн-Яаков, и время от времени устраивались празднования “завершения”, привлекавшие много людей. В местечке было большое количество хасидов, большинство которых – боянские, садагорские, зиньковские и др. В конце 19-го в. раввином местечка был р. Алтер Бускис (Боскис?) блаженной памяти (известный по имени р.Алтер Красиловер). После него пост раввина занимал его сын.
Недалеко от Красилова находится село Антонины, в прошлом имение и место жительства графа Потоцкого. По рассказам стариков, в его дворце находились золотые ворота, и в то время несколько евреев имели торговые связи с имением и зарабатывали на этом.
Во время погромов … было убито около 15 евреев…
Перевод с иврита: Леонид Коган