Красилов был еврейским городком

Как утверждают исторические источники, в конце XIX века здесь проживало около 40 процентов евреев.

В общении со старожилами Красилова все еще можно услышать рассказы о целых еврейских семьях, которые впоследствии эмигрировали за границу. История этой общины совершенно не исследована, хотя достоверно известно, что евреи в свое время произвели немалое влияние на социальное и экономическое развитие города над Случем.

Существуют предположения, что евреи в Красилове появились на рубеже XVI и XVII веков, но все были уничтожены казаками Богдана Хмельницкого. Возродилась еврейская жизнь в первой половине XVIII века. А в конце этого же века сооружена большая каменная синагога. За ревизией 1847 «Красиловское еврейское общество» состояло из 1737 душ. А в 1897 году здесь насчитывалось 2563 человек, что составляло около сорока процентов от общей численности населения.

krasilov

По исследованиям члена красиловского еврейского землячества из Санкт-Петербурга Е. Шейнмана, в 1913 году здесь существовала большая синагога и четыре молитвенных дома, еврейская школа и частное женское училище, частная библиотека Иосифа-Бер Ланда.

Среди евреев-ремесленников были закройщики, сапожники, заготовители кожи, сапожники, кровельщики, жестянщики, столяры, кузнецы и слесари. Бедные вдовы и многодетные мелкие торговцы, как правило, зависели от благотворительной помощи общины. О таких говорили, что они «и спички ради экономии расщепляли на четыре части». Но были и весьма состоятельные люди – арендаторы паровых машин, мельниц и каменоломен, лесопромышленники, оптовые торговцы.
Некоторые из них закупили доли владений последних землевладельцев Сапег-чорба. Одна из половин такого крупного хозяйства принадлежала Давиду Шейнман, а другая – господину Познанскому.

«На «еврейской» половине стояли два длинных одноэтажных дома. Один из них Давид Шейнман сдавал под земскую больницу. В пристройке была маслобойная, во дворе большой коровник, где содержалось около двухсот коров, которых хозяин, а впоследствии и его старшие сыновья покупали истощенными в Витебской, Полоцкой, Смоленской губерниях и откармливали на продажу. Была также сушилка фруктов – урожаи яблок и слив иногда достигали сотен пудов» , – вспоминает внук Давида Шейнмана.

Революция, период смуты и братоубийства принесли жителям Красилова много бед и полное обнищание. Регулярно проводились реквизиции лошадей, крупного рогатого скота, повозок. Война принесла инфляцию, большой рост цен. После 1917 года интервенты (немцы, венгры, поляки) и банды, а также красные бригады занимались не столько реквизициями, как обычным грабежом. Земля заросла сорняками, не осталось скота. В результате погромов, террора численность населения Красилова резко сократилась: одни погибли, другие – эмигрировали. Остановилось сахарное производство, эмигрировало много Красиловский поляков. Ввели комендантский час, запретили собрание.

И только в 1921 году жизнь начала восстанавливаться. НЭП ознаменовался незначительным оживлением состояния местной экономики. Предприимчивые евреи запустили в работу паровую мельницу, маслобойное, кожевенное производство, возобновили торговлю. В еврейской школе появился первый радиоприемник. Возрождение экономики сопровождалось большими налогами. А впоследствии начались аресты для реквизиции золота и других накоплений у потенциальных владельцев.

В двадцатых годах еще можно было эмигрировать и многие евреи, которые предусматривали следующие беды, сумели выехать на Запад. НЭП завершился полной национализацией мастерских, мельниц, земельных участков и т.д.

Однако в первой половине 20-х годов еврейская жизнь в Красилове ещё бурлила. Функционировали синагоги, хедеры, сионистские кружки. А уже в конце десятилетия большую синагогу разобрали как «ненужную», и с ее кирпича построили первый в городке двухэтажный дом, в котором поселили партийных функционеров.

Автор: Николай Заверуха

Вам нравится сайт Красилов Еврейский?

Вы можете помочь развитию проекта. Я хочу помочь!

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on email
Share on print
Рекомендуем прочитать

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *