Боль Григория Кормана
2006. Григорий Корман
– Помогите унять мою боль, – обратился ко мне по телефону ветеран войны Григорий Ефремович Корман.
После встречи и долгой беседы с ним я понял, что это боль не только его, она и моя, и всех живущих на этой земле евреев. Давайте познакомимся с историей лишь одного украинского села (до войны – местечка) и трагедией его коренных жителей. Поможет в этом книга «Кузьмин», написанная историком Александром Бабичем и агрономом Яковом Гринюком – земляками Григория Кормана.
Впервые о селе Кузьмин, в котором родился мой собеседник, стало известно в 1517 году, но утварь, предметы труда людей, найденные на его территории, подтверждают о живших здесь людях еще в VIII-VII веках до н.э. С 16 января 1954 года адрес этого места звучит так: «село Кузьмин Красиловского района Хмельницкой области». Здесь, в одном из живописнейших сел Украины, дружно жили и трудились люди разных национальностей, в том числе евреи. А может, это только казалось? Проверкой стала Великая Отечественная.
«…Село замерло в тревожном ожидании, – пишут авторы книги, – кто со страхом, а кое-кто с радостью… В первые же дни оккупации все еврейское население Кузьмина было взято на строгий учет. Сначала их использовали на самых тяжелых работах, а в августе 1941 года начали расстреливать. Первые пять семей, включая маленьких детей, вывели к так называемому окопу и выстрелами в затылок убили около тридцати ни в чем не повинных душ…». Творили расправу полицаи, правда, из соседнего села. Людей убивали не за какие-то провинности, а просто так, потому, что они евреи. Справедливости ради, надо сказать, что многие сельские жители, рискуя своей жизнью и жизнями своих родных, спасали евреев от расстрелов. Особо просил мой собеседник отметить Дарью Ковбасюк и ее дочь Надежду, которые стали после войны Праведницами мира.
Весной 1942 года было создано Красиловское гетто, из которого евреев переправляли в концлагерь между селами Маневцы (7 км от Кузьмина) и Росоливцы, где их и расстреливали. По подтвержденным данным, в Красиловском районе расстреляно 295 евреев. В живых остались единицы, чудом избежавшие смерти.
– Судьба как бы вырвала меня перед войной из родного села и оставила в живых, чтобы рассказать людям о трагедии, я бы сказал еврейской трагедии, разыгравшейся в Красиловском районе и, в частности, моем родном селе Кузьмин, – вздыхает Григорий Корман.
В марте 1942 года он был призван в Красную армию. После ранения молодого воина уволили из Вооруженных сил, а в августе того же года Григория приняли на работу в органы НКВД. С ноября 1943 года его служба проходила в Киеве, и он стал одним из первых, кто узнал о трагедии Бабьего Яра – самой большой в мире братской могилы евреев. После освобождения от фашистских захватчиков родного села Григорию Корману предоставили краткосрочный отпуск. Встретил его на родине председатель Кузьминского сельсовета Кирилл Молот, который рассказал о том, что натворили в их селе фашисты при содействии полицаев. Показал он солдату место расстрела и захоронения его бабушек, матери Софьи Аркадьевны и ее шести сестер с детьми. Посетил Григорий и родное пепелище, нашел там пару вилок, коньки брата Арона, погибшего на фронте, и другие предметы, напомнившие всех, кого он потерял.
После увольнения в 1946 году из органов НКВД Григорий Ефремович окончил водительские курсы и всю жизнь проработал шофером. Бывший воин принимает активное участие в создании инициативной группы, в которую входят родные и близкие погибших. Они взяли на себя заботу по облагораживанию мест захоронения, привлекают для этого средства родственников. Значительные денежные вложения сделали Янкель Каплун, Исаак Лопатин, Анатолий Бройтман, Фаина Полонская и другие. Вначале памятники были выполнены из кирпича, но со временем они развалились. С помощью местных властей и колхоза удалось соорудить бетонные обелиски, а Григорий Корман сделал для них в Киеве мраморные доски и привез на своей машине.
(фото Николай Пекарский, 09-05-2014. Большая могила в лесу с.Маневцы)
– Григорий Ефремович, как оказалось там три братских могилы?
– Евреев расстреливали в три приема. Последними были уничтожены плотники, жестянщики, сапожники, портные и другие специалисты, в которых немцы и полицаи нуждались до последнего дня оккупации села. Их могила находится в поле, немного поодаль от двух первых.
Еще в 1993 году руководители села и колхоза просили родственников погибших оказать им помощь в восстановлении около шестисот метров дороги от села до захоронений, постоянно размываемой дождями. Григорий Ефремович говорит, что это можно сделать без крупных затрат, используя каменистый местный грунт. Однако такой возможности ни у родственников, ни у местных руководителей не оказалось. Обращались они во многие еврейские организации Украины, исписали горы бумаг, но вопрос этот остается открытым по сей день.
(фото Николай Пекарский, 02-10-2013. Полевая дорога ведущая в лес, в котором находятся братские могилы, с.Маневцы)
Кстати, обелиск в память о расстрелянных кузьминских евреях есть в Нью-Йорке. Установлен он благодаря усилиям американки Деборы Браверман, родственники которой жили и погибли в Кузьмине. На обелиске высечены слова сельского раввина Ойзера, произнесенные им перед расстрелом: «Еврейские дети! Кто из вас останется живой, запомните этот день, когда нас убивали».
Сейчас из всех родственников евреев, расстрелянных в Кузьмине, остался, по сути, один Григорий Корман – инвалид 1- й группы, ветеран войны. И восстановление этого кусочка дороги стало его личной болью. Думаю, что эта боль не только его, но и всех нас, причастных к еврейскому народу.
Мировая общественность готовится на самом высоком уровне отметить 65-летие трагедии Бабьего Яра, где началось практическое воплощение в жизнь гитлеровского плана «решения еврейского вопроса». Президент Украины Виктор Ющенко пригласил на это государственное мероприятие, которое состоится 26-27 сентября, руководителей всех государств и международных организаций.
Но следует помнить, что фашистские варвары уничтожали евреев в десятках, сотнях местечек, гетто, концлагерей.
Думаю, найдутся люди, которые помогут обустроить места захоронений жертв фашизма. Этого требует история.
Автор: СЕМЕН ШЕХТМАН