В Меджибож на велосипеде. 1 часть
Определил для себя два маршрута: туда и назад, по двум различным дорогам. Сразу скажу, что в Меджибож из Красилова и назад ведут плохие дороги. Более комфортно можно ехать на Хмельницкий, а потом на Меджибож. См. трек в конце поста.
Через 50 км. пути въехал в поселок. Доехал за 3 часа (30 км из 50 по грунтовкам и дорогам без асфальта).
Меджибож – это поселок городского типа с населением около 1700 человек. Основан в 1146 году. Магдебургское право с 1593 года. Статус пгт с 1924 года. Название поселку дал замок, а он в свою очередь назван так потому, что находится на полуострове между реками Бугом и Бужком. Дома одноэтажные, а дороги плохие, в центре есть несколько двухэтажек. Меджибож славится двумя вещами: замком и могилой Баал Шем Това (основатель хасидизма). Украинцы конечно же, сюда приезжают ради замка, но туристы из других стран в обязательном порядке хотят увидеть не только замок, но и еврейское наследие поселка. А потому, я буду также много писать о еврейских местах в поселке. Потому что нельзя, писать о Меджибоже и не упоминать о евреях. Меджибож без евреев – это не Меджибож (да простят меня местные и все остальные за это высказывание).
По этому поводу эпизод
Для лучшего ориентирования по поселку, пришлось обращаться за помощью к местным. Спрашивал у них где еврейское кладбище и другие места. И я вам так скажу: еврейская тема сильно интересует и напрягает умы местных. Конечно, для полноты картинки надо было бы сделать масштабный опрос на тему “Что вы думаете о евреях?”. А так, как я общался только с несколькими местными жителями, то и выводы мои будут субъективными.
На мой вопрос “Подскажите, где находится еврейское кладбище?” последовал другой вопрос “А ты шо еврей?” и хохот местных. Пришлось оправдываться и объяснять “шо все нормально”. Кладбище таки показали, но в душе остался осадок от общения.
Ротонда-часовня. В прошлом, это была оборонная башня 17 века, которую в 1800 году переделали в кладбищенскую часовню.
Колонна-часовня “Турецкий столб”
Каменная колонна, установленная во времена пребывания в Меджибоже турецкого гарнизона (1672-1699 гг.).
Всего в Меджибоже таких столбов два. Столб который на фото расположен недалеко от Православной церкви.
Старое еврейское кладбище и духовный центр
К Синагоге и еврейскому духовному центру ведет улица Бааль Шем Това. На этой улице можно увидеть старенький дом.
Я попал в Меджибож как раз на праздник Песах – это еврейская пасха. Кстати, к слову, Иисус Христос со своими учениками всегда праздновал еврейскую пасху, а последняя вечеря перед распятием была ни чем иным, как пасхальным седером.
В Меджибоже я встретил евреев-хасидов. Ведь поселок является местом паломничества, своего рода еврейская мекка.
В конце улицы Бааль Шем Това мы увидим старое еврейское кладбище, синагогу, духовный центр и отели. В Меджибоже два еврейских кладбища: новое и старое.
Старое еврейское кладбище со склепом Бааль Шем Това. Над могилой цадика (праведника) возведен охель (склеп-часовня). Возле склепа находятся могилы ближайших родственников цадика.
Кстати, на всех домах и строениях, которые относятся к этому еврейскому наследию размещены надписи исключительно на иврите. Это невольно наталкивает на мысль, что евреи-хасиды как бы говорят неевреям: нечего вам здесь бродить, ходить и читать, это чисто еврейское дело.
Правда, возле некоторых домов в других исторических местах все же можно увидеть информационные стенды с текстом на украинском языке.
Исраэль Бааль Шем Тов – что означает «Обладатель доброго имени» или «Добрый человек, знающий тайное имя Бога», настоящее имя — Исраэль бен Элиэзер. Основатель хасидского движения в иудаизме, рабби. Родился в бедной семье в Тернопольской области.
В 1710 году окончил хедер и стал помощником меламеда (учителя). Существует легенда, что уже в молодости Исраэль сразился с волком-оборотнем, пугающим еврейских детей, и убил его ударом дубины под пение псалмов. В этот же период он познакомился с учением Каббалы посредством Адама Баал Шема.
В 1716 году женился, но вскоре овдовел и начал странствовать по еврейским местечкам Восточной Галиции.
В 1727 году Бааль Шем Тов женился во второй раз, на дочери рабби Эфраима из Бродов и сестре известного даяна рабби Гершона Китовера (из Кут), ставшего позже учеником Бааль Шем Това.
В 1734 году Бааль Шем Тов раскрылся и стал быстро широко известен как цадик и целитель. Ему приписывалась способность изготовлять талисманы и изгонять злых духов.
Он не выступал с публичными проповедями и не писал сочинения, своё учение он излагал лишь своим ученикам. В 1740 году он поселился в Меджибоже (Межбуже), где и протекала его основная деятельность. Постепенно Меджибож стал центром хасидизма. Бааль Шем Тов получал жалованье от местной общины как Бааль-шем и смог собрать в своей ешиве десятки учеников, которые стали, в свою очередь, лидерами хасидизма в следующем поколении. Бааль Шем Тов умер в 1760 году (5520 по еврейскому календарю). Перед смертью он сказал, что выходит через одну дверь и входит в другую.
Бааль Шем Тов разработал в рамках иудаизма изощренную мистическую систему, основанную не на интеллектуальном постижении Бога (как это делали учёные каббалисты), а на страстном религиозном рвении, доступном простым мирянам. Целью был «двекут» — единение с Богом. Другими словами, чтобы приблизиться к Богу, почувствовать лично Его присутствие не нужно обладать особыми или тайными знаниями. Из-за этого учение быстро стало набирать популярности.
Замечено, что различные движения и религиозные пробуждения возникают почти всегда, как ответ на духовный застой или потрясения в обществе.
Хасидизм – это вызов традиционному иудаизму, который погряз в формализме и традициях. С точки зрения хасидизма, Бог не является далеким, отдаленным от человечества существом, занимающимся Своими важными делами. Но, Он близок к нам и Его интересует наша жизнь. А любое служение и поклонение Ему должно быть наполнено великой радостью. Потому праздники у хасидов проходят шумно и с большим весельем в виде ритмичных танцев и музыки.
Но, если говорить о потрясениях в обществе, то хасидизм может быть ответом на хмельнитчину, гайдаматчину и Холокост.
На протяжении столетий еврейскую общину в Меджибоже пытались уничтожить: сначала это были казаки Богдана Хмельницкого, потом гайдамаки, потом красные пришли и отобрали синагоги, а немцы завершили этот процесс Холокостом. Но, евреи вернулись и все отстроили. Хотя местную еврейскую общину хорошенько потрепало, но сегодня в Меджибоже существует духовный центр и туда едут сотни еврейских паломников и туристов. Благодаря поддержке еврейских паломников и спонсоров в Меджибоже восстановлено еврейское культурное наследие.
Я вам так скажу, за этим народом стоит сверхъестественная сила. За всю историю выпадало множество бед на долю еврейского народа, но они – выжили и у них есть свое государство. А где самоуверенные вавилоняне, греки, железные римляне и др. грозные представители человеческой цивилизации? Как пример, можно еще вспомнить войну Судного дня. Арабский мир ополчился против молодого еврейского государства и шо? Таки да, евреи положили всех на лопатки. И если бы не нытье ООН, то сегодня Египет был бы под контролем Израиля….
Внутри склепа
Старое еврейское кладбище – одно из самых красивых в Украине.
Вид на синагогу. Неевреям туда вход воспрещен.
Я так понял это столовая.
Хасиды отдыхают после праведных дел.
Изучают карту поселка с еврейскими местами. Побродив по территории и стараясь не докучать отдыхающим евреям, я решил двигаться дальше своим путем. Кстати, территорию синагоги и духовного центра охраняют охранники из украинцев. Они вам расскажут о порядках, о том, что и где находится, но в еврейской терминологии и традициях они не сильны. Так что гидами им не быть. А сами хасиды знают только иврит, пообщаться с ними не получиться. Если вам повезет, то можете встретить переводчиков с иврита на английский. Выехал я из духовного центра, перед этим изучив карту и думаю по ходу заеду в местные магазинчики и куплю йогурт к кукурузным хлопьям. Очень вкусно и хороший источник углеводов в дороге. Но, йогурт я смог найти только за мостом, в магазинчике возле старой мельницы.
Архитектура
Школа – очень красивое здание “сталинской” архитектуры. В таком здании наверно приятно получать знания.
Указатель на иврите. Направление к Замку и источнику Бааль Шем Това. Мой велик – Focus arriba 3.0 (28 колеса, гибрид на ригидной вилке). Перед поездкой поменял руль, установил рога и задний багажник для перевозки велобаула.
Заброшенное здание старого “супермаркета”. В сети есть информация, что здесь был доминиканский монастырь.
Спрашиваю у местных, что это за старое здание. И тут полилась прям река откровений. Мол, жиды раньше здесь устраивали что-то, типа, местного супермаркета. А сейчас хотят это здание выкупить и сделать отель. Я думаю “прекрасно”, но вслух это не высказал. А мои собеседники продолжили свои излияния. Оказывается, в Меджибоже евреи раньше держали весь бизнес и т.д. И сегодня они продолжают развивать свою инфраструктуру в поселке, да и еще хотят выкупить дополнительную недвижимость. Скоро, все скупят и нас оставят ни с чем. Мне стало жалко своих собеседников, в их глазах читалась горечь и они не разделяли моего оптимизма. Я вот думаю, что плохого, что люди возьмут это здание, которое сегодня стоит в центре поселка в аварийном состоянии и которое никому не нужно, отреставрируют его и оно станет украшением поселка?! Возможно, даже появятся рабочие места для местных, больше туристов будет приезжать, больше денег пойдет на тот же замок. Откуда такая зависть? Сам не сделаю и другому не дам – так выходит?!
Еду дальше…
Дореволюционные местечковые застройки
Руины Троицкого костела (1632 г.)
Так он выглядит сегодня:
Сохранились элементы декора.
Взорвали костел в 1962 году, во время последней волны уничтожения храмов.
Сохранился свод алтарной части.
Реконструкция древней синагоги Бааль Шем Това
Синагога была построена в 1442 году за 300 лет до приезда Бааль Шем Това. В 1740 г. он использовал здание для служения и преподавания (Бейт Мидраш – дом учения).
Во время Второй мировой войны нацисты сожгли синагогу. А в 2004 году состоялось открытие здания, которое имело точную копию старой синагоги. Сегодня, здесь проходят молитвы и богослужения.
Я побывал внутри синагоги. Двери открыты, никто не охраняет, кругом чисто и порядок.
Фундамент синагоги Баха (другое здание, которое находилось возле синагоги Бааль Шем Това). Это остатки оборонной каменной синагоги Баха, названной в честь раввина Йоэля Сиркеса, известного как Бах (от аббревиатуры его главного труда «Байт Хадаш»).
Синагога рабби Авраама Иегошуа Гешеля с Апты
Этот рабби под конец своей жизни поселился в Меджибоже. Купил дом в 1814 г. за свои деньги и сделал из него синагогу. Умер в 1825 г. Похоронен возле склепа Бааль Шем Това.
Все фото в оригинальном размере здесь.
Трек пути