В Меджибож на велосипеде. 1 часть

Определил для себя два маршрута: туда и назад, по двум различным дорогам. Сразу скажу, что в Меджибож из Красилова и назад ведут плохие дороги. Более комфортно можно ехать на Хмельницкий, а потом на Меджибож. См. трек в конце поста.

Через 50 км. пути въехал в поселок. Доехал за 3 часа (30 км из 50 по грунтовкам и дорогам без асфальта).

Меджибож – это поселок городского типа с населением около 1700 человек. Основан в 1146 году. Магдебургское право с 1593 года. Статус пгт с 1924 года. Название поселку дал замок, а он в свою очередь назван так потому, что находится на полуострове между реками Бугом и Бужком. Дома одноэтажные, а дороги плохие, в центре есть несколько двухэтажек. Меджибож славится двумя вещами: замком и могилой Баал Шем Това (основатель хасидизма). Украинцы конечно же, сюда приезжают ради замка, но туристы из других стран в обязательном порядке хотят увидеть не только замок, но и еврейское наследие поселка. А потому, я буду также много писать о еврейских местах в поселке. Потому что нельзя, писать о Меджибоже и не упоминать о евреях. Меджибож без евреев – это не Меджибож (да простят меня местные и все остальные за это высказывание).

По этому поводу эпизод

Для лучшего ориентирования по поселку, пришлось обращаться за помощью к местным. Спрашивал у них где еврейское кладбище и другие места. И я вам так скажу: еврейская тема сильно интересует и напрягает умы местных. Конечно, для полноты картинки надо было бы сделать масштабный опрос на тему “Что вы думаете о евреях?”. А так, как я общался только с несколькими местными жителями, то и выводы мои будут субъективными.

На мой вопрос “Подскажите, где находится еврейское кладбище?” последовал другой вопрос “А ты шо еврей?” и хохот местных. Пришлось оправдываться и объяснять “шо все нормально”. Кладбище таки показали, но в душе остался осадок от общения.

Фамильный склеп?

Ротонда-часовня. В прошлом, это была оборонная башня 17 века, которую в 1800 году переделали в кладбищенскую часовню. Колонна-часовня "Турецкий столб"
Колонна-часовня “Турецкий столб”
Каменная колонна, установленная во времена пребывания в Меджибоже турецкого гарнизона (1672-1699 гг.).
Всего в Меджибоже таких столбов два. Столб который на фото расположен недалеко от Православной церкви.

Старое еврейское кладбище и духовный центр

К Синагоге и еврейскому духовному центру ведет улица Бааль Шем Това. На этой улице можно увидеть старенький дом.

ул. Баал Шем ТоваDSC_0014

Я попал в Меджибож как раз на праздник Песах – это еврейская пасха. Кстати, к слову, Иисус Христос со своими учениками всегда праздновал еврейскую пасху, а последняя вечеря перед распятием была ни чем иным, как пасхальным седером.

В Меджибоже я встретил евреев-хасидов. Ведь поселок является местом паломничества, своего рода еврейская мекка.

Хасиды в Меджибоже

В конце улицы Бааль Шем Това мы увидим старое еврейское кладбище, синагогу, духовный центр и отели. В Меджибоже два еврейских кладбища: новое и старое. Старое еврейское кладбище со склепом Бааль Шем Това
Старое еврейское кладбище со склепом Бааль Шем Това. Над могилой цадика (праведника) возведен охель (склеп-часовня). Возле склепа находятся могилы ближайших родственников цадика.

Кстати, на всех домах и строениях, которые относятся к этому еврейскому наследию размещены надписи исключительно на иврите. Это невольно наталкивает на мысль, что евреи-хасиды как бы говорят неевреям: нечего вам здесь бродить, ходить и читать, это чисто еврейское дело.

Правда, возле некоторых домов в других исторических местах все же можно увидеть информационные стенды с текстом на украинском языке.

Исраэль Бааль Шем Тов – что означает «Обладатель доброго имени» или «Добрый человек, знающий тайное имя Бога», настоящее имя — Исраэль бен Элиэзер. Основатель хасидского движения в иудаизме, рабби. Родился в бедной семье в Тернопольской области.
В 1710 году окончил хедер и стал помощником меламеда (учителя). Существует легенда, что уже в молодости Исраэль сразился с волком-оборотнем, пугающим еврейских детей, и убил его ударом дубины под пение псалмов. В этот же период он познакомился с учением Каббалы посредством Адама Баал Шема.
В 1716 году женился, но вскоре овдовел и начал странствовать по еврейским местечкам Восточной Галиции.
В 1727 году Бааль Шем Тов женился во второй раз, на дочери рабби Эфраима из Бродов и сестре известного даяна рабби Гершона Китовера (из Кут), ставшего позже учеником Бааль Шем Това.
В 1734 году Бааль Шем Тов раскрылся и стал быстро широко известен как цадик и целитель. Ему приписывалась способность изготовлять талисманы и изгонять злых духов.
Он не выступал с публичными проповедями и не писал сочинения, своё учение он излагал лишь своим ученикам. В 1740 году он поселился в Меджибоже (Межбуже), где и протекала его основная деятельность. Постепенно Меджибож стал центром хасидизма. Бааль Шем Тов получал жалованье от местной общины как Бааль-шем и смог собрать в своей ешиве десятки учеников, которые стали, в свою очередь, лидерами хасидизма в следующем поколении. Бааль Шем Тов умер в 1760 году (5520 по еврейскому календарю). Перед смертью он сказал, что выходит через одну дверь и входит в другую.

Бааль Шем Тов разработал в рамках иудаизма изощренную мистическую систему, основанную не на интеллектуальном постижении Бога (как это делали учёные каббалисты), а на страстном религиозном рвении, доступном простым мирянам. Целью был «двекут» — единение с Богом. Другими словами, чтобы приблизиться к Богу, почувствовать лично Его присутствие не нужно обладать особыми или тайными знаниями. Из-за этого учение быстро стало набирать популярности.

Замечено, что различные движения и религиозные пробуждения возникают почти всегда, как ответ на духовный застой или потрясения в обществе.

Хасидизм – это вызов традиционному иудаизму, который погряз в формализме и традициях. С точки зрения хасидизма, Бог не является далеким, отдаленным от человечества существом, занимающимся Своими важными делами. Но, Он близок к нам и Его интересует наша жизнь. А любое служение и поклонение Ему должно быть наполнено великой радостью. Потому праздники у хасидов проходят шумно и с большим весельем в виде ритмичных танцев и музыки.

Но, если говорить о потрясениях в обществе, то хасидизм может быть ответом на хмельнитчину, гайдаматчину и Холокост.

На протяжении столетий еврейскую общину в Меджибоже пытались уничтожить: сначала это были казаки Богдана Хмельницкого, потом гайдамаки, потом красные пришли и отобрали синагоги, а немцы завершили этот процесс Холокостом. Но, евреи вернулись и все отстроили. Хотя местную еврейскую общину хорошенько потрепало, но сегодня в Меджибоже существует духовный центр и туда едут сотни еврейских паломников и туристов. Благодаря поддержке еврейских паломников и спонсоров в Меджибоже восстановлено еврейское культурное наследие.

Я вам так скажу, за этим народом стоит сверхъестественная сила. За всю историю выпадало множество бед на долю еврейского народа, но они – выжили и у них есть свое государство. А где самоуверенные вавилоняне, греки, железные римляне и др. грозные представители человеческой цивилизации? Как пример, можно еще вспомнить войну Судного дня. Арабский мир ополчился против молодого еврейского государства и шо? Таки да, евреи положили всех на лопатки. И если бы не нытье ООН, то сегодня Египет был бы под контролем Израиля….

В склепе

Внутри склепа Красивое еврейское кладбище
Старое еврейское кладбище – одно из самых красивых в Украине.

DSC_0021

Вид на синагогу
Вид на синагогу. Неевреям туда вход воспрещен.

Синагога и еврейский центр
Синагога и еврейский центр

Я так понял это столовая

Я так понял это столовая. Хасиды отдыхают после праведных дел
Хасиды отдыхают после праведных дел.

Хасиды изучают карту еврейского наследия

Изучают карту поселка с еврейскими местами. Побродив по территории и стараясь не докучать отдыхающим евреям, я решил двигаться дальше своим путем. Кстати, территорию синагоги и духовного центра охраняют охранники из украинцев. Они вам расскажут о порядках, о том, что и где находится, но в еврейской терминологии и традициях они не сильны. Так что гидами им не быть. А сами хасиды знают только иврит, пообщаться с ними не получиться. Если вам повезет, то можете встретить переводчиков с иврита на английский. Выехал я из духовного центра, перед этим изучив карту и думаю по ходу заеду в местные магазинчики и куплю йогурт к кукурузным хлопьям. Очень вкусно и хороший источник углеводов в дороге. Но, йогурт я смог найти только за мостом, в магазинчике возле старой мельницы.

Архитектура

Школа - красивое здание
Школа – очень красивое здание “сталинской” архитектуры. В таком здании наверно приятно получать знания.

Направление к Замку и источнику Бааль Шем Това

Указатель на иврите. Направление к Замку и источнику Бааль Шем Това. Мой велик – Focus arriba 3.0 (28 колеса, гибрид на ригидной вилке). Перед поездкой поменял руль, установил рога и задний багажник для перевозки велобаула.

 Заброшенное здание старого "супермаркета"

Заброшенное здание старого “супермаркета”.  В сети есть информация, что здесь был доминиканский монастырь.

Внутри "супермаркета"

"Супермаркет" с другой стороны

Спрашиваю у местных, что это за старое здание. И тут полилась прям река откровений. Мол, жиды раньше здесь устраивали что-то, типа, местного супермаркета. А сейчас хотят это здание выкупить и сделать отель. Я думаю “прекрасно”, но вслух это не высказал. А мои собеседники продолжили свои излияния. Оказывается, в Меджибоже евреи раньше держали весь бизнес и т.д. И сегодня они продолжают развивать свою инфраструктуру в поселке, да и еще хотят выкупить дополнительную недвижимость. Скоро, все скупят и нас оставят ни с чем. Мне стало жалко своих собеседников, в их глазах читалась горечь и они не разделяли моего оптимизма. Я вот думаю, что плохого, что люди возьмут это здание, которое сегодня стоит в центре поселка в аварийном состоянии и которое никому не нужно, отреставрируют его и оно станет украшением поселка?! Возможно, даже появятся рабочие места для местных, больше туристов будет приезжать, больше денег пойдет на тот же замок. Откуда такая зависть? Сам не сделаю и другому не дам – так выходит?!

Еду дальше…

Дореволюционные местечковые застройки

АрхитектураАрхитектура

Взято с сайта: mezhibozh.com
(Взято с сайта: mezhibozh.com)

Руины Троицкого костела (1632 г.)

ZqPJ5U_vLGM
Так раньше выглядел костел. (Фото взято с сайта: mezhibozh.com)

Так он выглядит сегодня:

Руины Троицкого костела (1600)

Сохранились элементы декора.

Взорвали костел в 1962 году, во время последней волны уничтожения храмов.

Руины Троицкого костела (1600)

Руины Троицкого костела (1600)Руины Троицкого костела (1600) Без мусора никак?

Руины Троицкого костела (1600)

Сохранился свод алтарной части.

Реконструкция древней синагоги Бааль Шем Това

Реконструкция древней синагоги Баал Шем Това

Синагога была построена в 1442 году за 300 лет до приезда Бааль Шем Това. В 1740 г. он использовал здание для служения и преподавания (Бейт Мидраш – дом учения).

Во время Второй мировой войны нацисты сожгли синагогу. А в 2004 году состоялось открытие здания, которое имело точную копию старой синагоги. Сегодня, здесь проходят молитвы и богослужения.

Я побывал внутри синагоги. Двери открыты, никто не охраняет, кругом чисто и порядок.

Внутри древней синагогиВнутри древней синагоги

Внутри древней синагоги

DSC_0058
Фундамент синагоги Баха (другое здание, которое находилось возле синагоги Бааль Шем Това). Это остатки оборонной каменной синагоги Баха, названной в честь раввина Йоэля Сиркеса, известного как Бах (от аббревиатуры его главного труда «Байт Хадаш»).

Фундамент древней школы

Синагога рабби Авраама Иегошуа Гешеля с Апты Синагога ребе из Апта

Этот рабби под конец своей жизни поселился в Меджибоже. Купил дом в 1814 г. за свои деньги и сделал из него синагогу. Умер в 1825 г. Похоронен возле склепа Бааль Шем Това.

Все фото в оригинальном размере здесь.

Трек пути

Підписатися
Сповістити про
guest

1 Коментар
Старіші
Новіші Найпопулярніші
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі