Традиции, основные молитвы Йом Кипура
Еще первого дня тишрея, на Рош-га-Шана, евреи начинают приветствовать друг друга словами: «Лешана това тикитейву!» («Пусть вас запишут на хороший год»). Еврейский фольклор считает, что Бог заносит в «Книгу жизни» имена тех, кто проживет этот год.
Конечно, они не верят в буквальную «Книгу жизни» – памяти Бога более чем достаточно, чтобы запомнить судьбу каждого, Ему нет нужды записывать. Но воображение народа давно придумало «Книгу жизни и смерти». И во время молитвы евреям представляется, что перед Богом лежат две открытые книги. Праведники записываются в «Книгу жизни», а грешники – в «Книгу смерти». Участь тех, кто «посередине», решается в период между Рош-га-Шана (первого тишрея) и Йом Кипуром (десятого тишрея). Поэтому эти 10 дней носят название «дни трепета», так как считается, что поведение людей в эти дни повлияет на решение Бога относительно их дальнейшей жизненной участи.
Считается, что в Йом Кипур прощаются грехи против Бога. Грехи против людей Йом Кипур не искупает, пока человек не примирится со всеми людьми, которых он обидел. Поэтому еврейская традиция советует начать процесс покаяния задолго до наступления праздника. Если вы совершили неприглядный поступок против человека, нужно искренне попросить у него прощения. Если первая попытка не увенчалась успехом, нужно предпринять еще две. Пострадавший тоже должен быть милостив, если раскаяние виновника искренно. Но человек не только должен просить прощения, но и возместить весь причиненный им ущерб – как моральный, так и материальный.
В этот праздник в синагогах читают Книгу пророка Ионы, где раскрыта основная идея Дня искупления: прощение тех, кто раскаялся и вернулся на праведный путь. На примере языческого города Ниневии, о котором повествуется в Книге пророка Ионы, видно, что Бог прощает, если видит истинно раскаявшееся сердце. Иона проповедовал жителям Ниневии, что из-за их нечестия город будет разрушен. И все горожане, от царя до последнего раба, вняли голосу пророка, раскаялись и тем спасли себя от гнева Божьего.
За несколько часов до наступления Йом Кипура приступают к праздничной трапезе. Ее традиционным элементом является бульон с «креплах» – пельменями, напоминающими о жертвоприношениях в Храме.
Йом Кипур начинается за 18 минут до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, как и перед наступлением шабата.
В Йом Кипур соблюдается строгий пост, предписанный Торой (Лев.23:27). Пост начинается за час до начала праздника и заканчивается спустя 25 часов. В посте принимают участие мальчики с 13-ти лет, а девочки с 12-ти. Тяжелобольные и женщины, родившие в предыдущие три дня, освобождаются от поста. Беременным и сильно страдающим от голода разрешается немного поесть. Ведь общим принципом, за редкими исключениями, еврейского права остается: «жизнь важнее соблюдения заповедей». В Йом Кипур запрещается купаться, вступать в интимную близость, носить кожаную обувь. Считается, что нельзя просить милости у Бога, имея на ногах обувь из кожи убитых человеком животных. Исходя из этого предписания, современная еврейская одежда в Йом Кипур часто сочетает самый лучший парадный костюм и теннисные тапочки.
Молитвенная служба в синагоге состоит из пяти частей:
? вечерняя – «маарив»;
? утренняя – «шахарит»;
? послеполуденная – «минха»;
? перед заходом солнца – «неила».
Молитвы в этот праздник – самые длинные в году.
В первый вечер служба открывается молитвой «Коль нидрей» («Все клятвы»). В ней иудеи обращаются к Богу с просьбой простить их за все неисполненные обеты, и особенно за те, что были даны в состоянии духовного волнения или под давлением. Таким образом, они стремятся освободиться от обязательств и обещаний, которые они не смогли выполнить по нерадивости, небрежности или забывчивости.
Характерна повторяющаяся молитва «Аль хет» («За грехи»). В ней перечисляются возможные грехи: обвинения других, обиды на учителей или родителей, сквернословие, нечестность в бизнесе, ложные клятвы и сплетни. Эти грехи не обязательно были совершены тем или иным молящимся, но молитва возносится от лица всего народа Израиля. Также еврейская традиция считает, что каждый еврей несет определенную долю ответственности за грехи других евреев.
Заключительная служба Йом Кипура называется «Неила» («Закрывающая»), так как она как бы «закрывает ворота». Традиция считает Йом Кипур днем, когда Бог решает окончательно судьбы людей. Когда праздник заканчивается, служба прямо изображает закрытие ворот. Во время «Неилы» иудеи молятся особенно горячо, чтобы успеть ощутить любящее присутствие Бога до того, как ворота, ведущие к Нему, закроются.
Известен следующий случай. Во время Второй мировой войны в одном немецком лагере для западных военнопленных было немало евреев. Они понимали, чем им грозит демонстрация религиозности в концлагере, но еврейская искра, горевшая в их сердцах, помогла твердым духом одержать верх над сомнениями осторожных. Не объявляя заранее, но и не делая из этого секрета, евреи в Йом Кипур собрались в одном из бараков. Наступил час молитвы «Коль нидрей», и каково же было удивление молящихся, когда в барак один за другим стали входить еврейские офицеры и солдаты! Рискуя многим, они пришли на свой еврейский праздник и подхватили мелодию величественной молитвы.
Несмотря на то, что на Йом Кипур господствует тема жизни и смерти, он считается светлым праздником и счастливым днем. Если люди провели праздник правильно, примирились со всеми своими близкими, знакомыми и с Богом, то они чувствуют глубокую радость от полученного прощения и наступившей духовной свободы.