Пурим
Название праздника Пурим происходит от слова «пур», что значит жребий. Главный советник персидского царя Артаксеркса (Ахашвероша) Аман бросил жребий с целью определить день для истребления всех евреев, живущих в империи. Замысел Амана не был осуществлен благодаря мужеству и самоотверженности еврейской девушки Есфири (евр. имя Гадаса) и ее двоюродному брату Мардохею.
Евреи издревле празднуют эти дни в память о чудесном спасении своего народа.
1. Историческая справка
События, описанные в книге Есфирь, действительно имели место во время правления персидского царя Артаксеркса, известного как Ксеркса 1, правившего с 486 по 465 гг. до н.э. В те времена еврейский народ находился в пленении и был рассеян на огромной территории персидской империи, распространявшейся от Индии до Эфиопии, и охватывавшей 127 областей.
Артаксеркс прославился тем, что построил роскошный дворец в Сузах (Шушане), престольном городе, и устраивал частые и пышные пиршества для своих подданных.
Он отличался жестокостью и деспотичным нравом. Имея довольно слабый характер, был вспыльчив, легко поддавался влияниям окружающих и не был способен к принятию серьезных решений без советников.
2. Краткое содержание книги Есфирь (Эстэр)
Повествование книги Есфирь или свитка Эстэр (мегелат Эстер, ивр.) начинается с описания того, как Артаксеркс лишает царственного достоинства свою супругу царицу Астинь (Вашти), которая отказалась предстать пред царем и его гостями во время одного из пиршеств. Артаксеркс ищет новую царицу, и среди многочисленных претенденток удостаивает внимания еврейскую девушку – сироту Есфирь, которая выросла в доме двоюродного брата Мардохея. Так Есфирь становится царицей.
После этих событий царь назначает своим первым советником лютого врага всех евреев Амана, род которого, согласно еврейскому преданию, происходит от Амалика, исторического врага Израиля.
Перед Аманом в страхе и почтении склоняет голову каждый житель города, кроме еврея Мардохея. Все вокруг недоумевали и удивлялись безрассудству последнего, «…ибо он сообщил им, что он Иудеянин». Есф.3:4 (Иудей, иегудим. на иврите ,что означает поклонник Единого Бога).
Вне себя от гнева, Аман подговаривает царя издать указ об уничтожении самого, по его словам, непокорного народа в империи. Жребий, брошенный Аманом с целью определить день уничтожения евреев,, указал на 13 день месяца Адар.
Встревоженный Мардохей сообщает об указе Есфири и побуждает ее вступиться перед царем за свой народ: «Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев.
Если ты промолчишь в это время , то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты достигла достоинства царского».Есф.4:13(2)-14.
Появление перед царем без особого приглашения, согласно закону, даже царице грозило смертью. Но Есфирь решается на это, предварительно попросив всех евреев в городе совершить трехдневный пост и молитву.
Артаксеркс благосклонно отнесся к неожиданному появлению Есфири в его палатах, благодаря чему Есфирь приглашает царя вместе с Аманом на пир.
Аман испытывает особое удовольствие от чести, оказанной ему царицей, не зная о ее еврейском происхождении. Озлобившись на Мардохея, он приказывает приготовить дерево, чтобы повесить Мардохея в назначенный день.
Есфирь приглашает царя с первым советником на пир и в следующий день. Накануне ночью царя мучает бессонница и он велит читать ему летописи. В одной из них узнает о подвиге Мардохея, раскрывшего заговор двух царских слуг, которые сговорились убить правителя. Мардохей не был за это вознагражден, и Артаксеркс возлагает на Амана обязанность оказать тому особые почести. Амана преследуют недобрые предчувствия.
На следующий день Артаксеркс и Аман вновь приходят на пир к Есфири, и тут она открывает царю свою принадлежность к народу, который по наговору Амана обречен на гибель. Царь в приступе гнева приказывает казнить Амана.
По просьбе Есфири Артаксеркс издает новый указ, разрешающий евреям в назначенный для расправы над ними день оказать сопротивление и отомстить своим врагам. Тринадцатого адара, в день определенный Аманом по жребию, евреи всей империи победили тысячи своих ненавистников, но, как написано, «к добыче не протянули они руки свои». Есф.9:15.
На следующий день после победы евреи праздновали свое чудесное спасение. Мардохей стал первым советником царя, а Пурим стал праздником установленным во все роды в память о том, как Господь спас Свой народ от руки врагов.
3. Постановление о Пуриме и особое настроение праздника
Пурим – особый праздник среди упоминаемых в Библии праздников еврейского народа, его отмечают в атмосфере легкости и веселья. В этот день не принято сдерживать свою радость.
Нигде в Библии не говорится, что Бог заповедал праздновать Пурим, это постановление Есфири и еврейских мудрецов. В книге Есфирь так и сказано:
«Постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех,присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год, и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды, в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их». Есф.9:27
4. Пост Есфири
Пост Есфири проводится евреями накануне праздника. В книге Есфири говорится о том, что царица просила Мардохея, чтобы он собрал всех евреев столицы для трехдневного поста и молитвы. Лишь после этого она отправилась к царю с просьбой о помиловании своего народа. Нарушая закон двора, Есфирь подвергала себя смертельной опасности.
«Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем ни ночью, и я с служанками моими буду так же постится, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну». Есф. 4:16
Но Господь незримой рукой устроил все с пользой для Своего народа и вопреки коварному плану Амана.
В синагогах пост Есфири начинается с утренней молитвы «Слихот » (молитвы покаяния). Кроме самой книги Есфирь также читается отрывок из Торы, в котором говорится о том, как Моисей ходатайствует в молитве за свой народ, который согрешил поклонением золотому тельцу.
5. Традиции праздника Пурим
Во дни празднования Пурим большое значение уделяется чтению книги Есфирь. Слушать чтеца принято очень внимательно, не пропуская ни слова. Некоторые отрывки повторяются хором всеми слушающими. В местах, где упоминается имя Амана, дети создают шум топотом ног, возгласами или специальными праздничными трещетками. Этот обычай называется избиением Амана.
Праздничная трапеза богата разнообразными блюдами. Особенно популярны Озней Гаман, или Гоменташ (уши Амана), – треугольные пирожки с начинкой из варенья или мака. Традиционными для пуримного застолья также являются большая хала и индейка.
Ортодоксальные евреи во время застолья не гнушаются излишним возлиянием спиртного, ибо в Талмуде говорится: «Человек обязан напиться в Пурим до такой степени, чтобы не смог отличить слов «проклят Аман» от слов «благословен Мардохей».
В Пурим принято посылать в подарок друг другу разные кушанья, а также дарить бедным подарки. За столом поют песни и рассказывают смешные истории.
Присутствующие на празднике одевают маски или различные карнавальные костюмы (не обязательно библейских персонажей), но чаще всего встречаются «Мардохеи» и «царицы Есфири». В вечер праздника, как правило, самодеятельные артисты обыгрывают историю, описанную в книге Есфирь. Это театральное действо называется «Пурим шпиль».
В Израиле принято также устраивать в эти дни настоящие карнавальные шествия на центральных улицах городов.
6.Уроки Пурима
События, описанные в книге Есфири, происходили в период истории Израиля, о котором мудрецы говорят: «Время, когда Господь сокрыл лицо от народа Своего».
«И Я сокрою лице Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам». Втор.31:18.
Оказавшись в Вавилонском плену в наказании за многочисленные прегрешения, евреи, в большинстве своем, не извлекли урока из случившегося. Многие из них откровенно стремились к ассимиляции среди других народов, поставив целью своего существования политическую стабильность и материальное благополучие. Поэтому, когда время Вавилонского плена закончилось, многие из них не пожелали вернуться в Эрец Исраэль.
Господь допустил описанные в книге Есфири события, чтобы напомнить Своему народу о заветах, заключенных с отцами, и мессианском предназначении Израиля:
«Ибо ты народ святый у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.» Втор. 7:6.
«А вы будете у Меня царством священников и народом святым». Исх. 19:6
«От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем вся племена земли». Быт 18:18.
«И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его». Ис. 11:1.
После обращения евреев к Господу в посте и молитве, Бог как бы незримой рукой спасает их от очередного «фараона», тем самым демонстрируя миру покровительство над Израилем, и предупреждает его врагов. Таким образом, Господь являет Свою верность заветам и подтверждает истинность обетований Израилю.
7. Новозаветное значение праздника Пурим
«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Иоанн.10:10.
«А воля Отца, чтобы никто не погиб», Иоанн. 6:39.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего возлюбленного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», Иоанн. 3:16.
События, описанные в книге Есфирь, для всех верующих являются прообразом чудесного спасения и дарования вечной жизни, которую мы обрели благодаря жертве Иешуа. Как для еврейского народа, так явилась милость Божья в мир, обреченный на гибель за свои грехи. Благодатию мы спасены, а сатана, прообразом которого ест Аман и который планировал для нас смерть и ад, сам обречен на вечную погибель.
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом – благодатию вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился», Еф. 2:4-9.
А быть радостным в праздник Пурим для мессианского еврея не есть копирование религиозной традиции. Уверовавший в Иешуа Мессию исполняется реальными чувствованиями от Духа Божьего. О праздниках же, пришедших к нам из Ветхого Завета, сказано: «Это есть тень будущего, а тело во Христе», Кол.2:17.
В Иешуа наша радость, Он для нас Пурим каждый день нашей жизни.
Примером настоящего верующего для нас является образ Мардохея. Он оставался верующим, иегудим (поклонником) Единого Бога не только в доме или в синагоге (общине, церкви), но и на улицах враждебно настроенного города, не взирая на смертельную опасность.
«Вы – соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделать ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Мат. 5:13-16.
Источник:
Фрагмент книги “Еврейские праздники”, авторы Б. Грисенко, Игаль Рос, Ирина Чечушкова, Любовь Кадырова и др.” ,Издательство “Медиа-центр “Шофар” 2010 г. Продается на раскладках КЕМО или на сайте www.baruhaba.org