Шмини Ацерет и Симхат Тора
Шмини Ацерет
Вот и заканчивается череда осенних библейских еврейских праздников. Сукот – последний из них; он связан с окончанием сельскохозяйственных работ. Это – праздник выхода из своих убежищ, из привычного времяпровождения навстречу Господу, в незащищенные места, под открытое небо. Это –семь дней остановки (Пс.45:11), с красивыми, полными глубокого смысла традициями; с веселием, радостью и благодарением Тому, Кто есть истинная защита и покров для Своего народа (Пс.31:7).
Но есть в Торе упоминание о восьмом дне: «В восьмый день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу; это – отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев.23:36). Называется этот праздник Шмини Ацерет (в переводе с иврита – задержитесь на восьмой). Это уникальный праздник, так как нет указаний на сельскохозяйственные или исторические события, связанные с ним. Этот праздник как бы ни о чем. На самом деле он посвящен не чему-то, а Кому-то. Шмини Ацерет – это тихий шепот Отца, глядящего на собирающихся уезжать домой детей:
«Останьтесь еще, задержитесь, Мои дорогие, драгоценные дети, Мой народ. Вы уже три недели провели, оторвавшись от своих домов, своих дел – всего, что составляет нормальное течение жизни. Вы провели их в Иерусалиме, празднуя по слову Моему. Вы послужили Мне, принося многочисленные жертвы, многочисленные дары с благодарением Мне. Вы все совершили и уже можете уходить домой. Но теперь Я не требую, а прошу – останьтесь, задержитесь со Мной еще на один день, даже если это ломает ваши планы. Я хочу, чтобы вы доверились Мне, а Я позабочусь о ваших домах. Побудьте со Мной еще. Каждое мгновение с вами дорого Моему сердцу».
Шмини Ацерет – особенное обращение Бога к каждому ребенку: «Побудь со Мной больше, чем ты рассчитывал…» Отец хочет быть с нами больше и больше. Его мечта – быть с нами всегда, все время, вечность… Шмини Ацерет – праздник чистой, бескорыстной любви Бога к нам, и нашей ответной бескорыстной любви к Богу. Он хочет, чтобы мы познали Его как Любовь. «Бог есть любовь» (1Иоан.4:16), а все остальное истекает из любящего сердца.
Шмини Ацерет – это новый формат общения с Богом: 25 часов в сутки, 8 дней в неделю, дополнительная жертва, Божье чудо. Шмини Ацерет – зов Божьего сердца, сердца Отца; призыв Господа Иешуа, тихое веяние Духа Святого. Шмини Ацерет – прообраз будущей жизни с Ним ради Него Самого, а не ради того, что Он может дать.
По традиции в синагогах в этот день на утренних богослужениях читается молитва об излиянии дождя: «…открой для нас сокровищницу благ Своих, чтобы насытилась водой душа жаждущая, как написано: «Откроет для тебя Господь сокровищницу благ Своих – небеса, – чтобы послать дождь земле твоей в срок, и благословит все дела рук твоих»». От того, даст ли Господь своевременно дождь земле Израиля, зависит судьба урожая, благосостояние народа. Подобно этому и наша жизнь зависит от излияния на нас Духа Святого.
Симхат Тора
Девятый день праздника Сукот известен под названием Симхат Тора (Радость Торы). Это название появилось около тысячи лет тому назад. Праздник посвящен окончанию годового чтения Торы. Это один из самых веселых праздников в году. Существует древний обычай отмечать его, радуясь от всей души, с песнями и танцами, кружась в веселом хороводе. Со свитками Торы в руках празднующие семь раз обходят возвышение (амвон), на которое кладут Тору для чтения (hакафот). Тех, кого вызывают к чтению последней главы Второзакония (Дварим), называют «женихом Торы» (хатан Тора), а кого вызывают читать первые главы Бытия (Берешит), называют «женихом Бытия» (хатан Брейшит).
Ребе Иосиф Ицхак говорил: «Веселыми танцами и порванными подметками в Симхат Тора можно достичь больше, чем молитвой в Йом Кипур».
В одной из молитв, которую читают в этот день, говорится:
«Веселитесь и радуйтесь в Симхат Тора, и окружите почетом Тору, ибо лучшее приобретение для человека – знания, полученные в результате изучения ее. Она дороже золота червонного и жемчуга… Она – жизнь наша, укрепляет нас и освещает наш путь. Восхвалю Бога моего, буду радоваться, когда Он откроется мне. Все надежды мои будут связаны с Ним».
Этот праздник живой для каждого Божьего сына и дочери (Иоан.1:1-5, Иоан.1:14). Бог воплотил Свое Слово в Сыне Своем и послал Его на землю к каждому человеку, чтобы каждый «верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).
Источник:
Фрагмент книги “Еврейские праздники”, авторы Б. Грисенко, Игаль Рос, Ирина Чечушкова, Любовь Кадырова и др.” ,Издательство “Медиа-центр “Шофар” 2010 г. Продается на раскладках КЕМО или на сайте www.baruhaba.org.