Йом – Троа (Рош-га-Шана)
В книге пророка Иоиля (2:28-31) сказано, что Дух Святой с великой силой сойдет на народ Божий именно перед днем Суда – «днем Господним, великим и страшным». Прообразом этого страшного дня является праздник Труб. В отличие от Пасхи и дня Пятидесятницы, праздник Труб не связан с событиями исхода евреев из Египта.
Существует предание, что в этот день был сотворен Адам. А так как в Адаме все согрешили, то этот же день назначен для суда над всеми людьми.
«И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник Труб, священное собрание» (Лев.23:23-24, Числа 29:1).
Точнее, Тора называет этот день, 1-го тишрея, днем «напоминания о трубном звуке» или «днем трубления в шофар». В иудейской традиции данный праздник именуется «Рош-га-Шана» – «глава (начало) года», или Новый Год. Еврейским Новым Годом он стал называться после Вавилонского пленения в VI веке до н.э., когда были изменены названия месяцев еврейского календаря. До Вавилонского пленения Новый Год начинался 1 нисана (апрель-май). И с 1 нисана начинали отсчет месяцев. Это возвращает нас к библейскому лунно-солнечному календарю: месяцы считаются с весны, а годы – с осени. Рассчитывалось так, чтобы солнечные и лунные циклы уравнивались между собой.
Традиция счета лет с первого осеннего месяца сохранялась и на Руси – вплоть до указа Петра I о перенесении празднования Нового Года на 1-е января.
В двух способах библейского счета времени (месяцев – с весны, а лет – с осени), как и в обрядах самих осенних праздников, содержится особое указание на два измерения жизни. Жизнь «нынешнего века», измеряемая от рождения и до смерти, символизируется весенне-летними праздниками (Пасхой и Пятидесятницей). А жизнь «будущего века», – воскресение из мертвых, Страшный Суд и вечное блаженство праведников – символизируется осенними праздниками (Днем трубления, Днем очищения, Кущами).
Итак, согласно еврейской традиции, которая делает акцент в этом празднике именно как на Рош-га-Шана, первый день месяца тишрей является тем днем, в который человек предстает перед Небесным Судом, где взвешиваются все его поступки. «…Трубите в новомесячье (1-го тишрея) трубою, в определенное время, в день праздника нашего; Ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева» (Пс.80:4-5). Словом «устав» переведено древнееврейское «мишпат» – «суд». Согласно еврейской традиции, ежегодный суд Бога Израилева над всеми сынами человеческими происходит именно в этот день. В этот день, по преданию, раскрываются небесные книги, и каждому человеку Всевышний подписывает приговор на весь наступающий год – к жизни или смерти, к благу или страданиям… Грозное описание такого суда находим в Книге Даниила, 7:9-10.
Еврейская традиция также считает, что «на Рош-га-Шана пишется, на Йом Кипур запечатывается, сколь многие покинут этот мир, и сколь многие родятся в этом мире; кто будет жить, а кто умрет; кто прожил предел своих лет, а кто нет; кто погибнет в огне и в воде… Но раскаяние, молитва и добрые дела могут смягчить приговор». Также в этот день решаются судьбы государств: каким суждена война, а каким – мир, какие обречены на голод, а каким суждено изобилие.
Сказано мудрецами: «Три книги раскрываются в Рош-га-Шана: одна – содержащая весьма праведных, другая – весьма грешных, а третья книга содержит «средних». Весьма праведные тут же (в Рош-га-Шана) записываются и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть, а «средние» не приговорены до Йом Кипур».
Время Рош-га-Шана – это время размышлений о прожитом годе и время покаяния. Для человека суд подобен остановке, необходимой для анализа и размышлений. Для того, чтобы человек мог сделать правильный выбор, как написано: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс.45:11). Человек обладает бесценным даром – свободой выбора. Свобода выбора – это в определенном смысле власть человека. Человеку позволено делать все, что он пожелает. Но за все это его ждет или награда, или расплата. И именно наказание помогает осознать, каким путем не стоит идти, какие из представленных возможностей не следует использовать.
Приготовления к Рош-га-Шана начинаются за месяц до него, с начала месяца элул. Это последний месяц еврейского календаря и служит для подготовки к наступающему Новому Году. Заканчивается годичный цикл, и чтобы войти в следующий год без бремени старых проблем, грехов и ошибок, человек должен совершить покаяние – «тшуву». В еврейской традиции элул – месяц очищения, прощения и покаяния. В этом месяце Моисей взошел на гору Синай еще раз и пробыл там еще сорок дней – от первого дня Элула до Йом Кипура. После чего он спустился с горы со вторыми скрижалями завета. В эти дни Бог являет Своему народу великую милость.
Название месяца «элул» происходит от арамейского ве-элилу – «исследовать», «рассматривать», «анализировать». Оно говорит о том, что в месяце элул человек исследует себя, анализирует свои ошибки, готовится к очищению.
Плач Иеремии 3:40: «Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу».
Софония 2:1: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный».
2Коринф.13:5: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
Согласно иудейской традиции, в дни покаяния, во время праздника Труб люди должны слышать звук шофара. Шофар изготавливается из бараньего рога. Он напоминает о том баране, который запутался в кустах около жертвенника, сделанного Авраамом на горе Мориа. В жертву вместо Исаака Бог предусмотрел именно этого барана.
Также традиция говорит, что именно в эти дни каждый человек должен совершать покаяние (тшуву) (Лев.23:24,Числа 29:1).
В Псалме 80:4-5, говорится: «Трубите в шофар в первый день месяца, установленный нам для празднования, ибо это – закон для Израиля, в этот день вершит суд Бог Иакова».
Рамбам, крупнейший иудейский философ Средневековья, считал громкий звук рога призывом к покаянию: «Проснитесь, спящие, пробудитесь от сна. Дремлющие, очнитесь от вашей дремы. Обозрите ваши дела и обратитесь к тшуве (покаянию)». Шофар всегда играл одну из важнейших ролей в истории израильтян.
Когда мы в Писании встречаемся с трублением первый раз, мы становимся свидетелями дарования Торы: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (Исх.19:16). Прежде чем получить Тору, народ должен был очиститься, освятиться, покаяться в грехах. Только тогда Святой Бог мог вручить им Свой драгоценный дар. Протяжный звук божественного шофара звучал как призыв к покаянию. В память об этом мы слушаем звуки шофара на праздник Рош-га-Шана. Принято читать тексты из пророков, где говорится о шофаре и о покаянии (Ос.14:2-3; Иоиля 2:15; Иезек.33:3; Амос 3:6).
Также трубление возвещало коронацию нового царя. Звук шофара напоминал евреям о господстве Бога над всеми народами земли: «Ибо Господь Всевышний страшен, – великий Царь над всею землею»; «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс.46:3,6). Принять Всевышнего своим Царем – это гораздо больше, чем просто произнести молитву покаяния. Это добровольная отдача всех сфер своей жизни в послушание Царю. Нам, людям, дана невероятная возможность – признать Самого Бога Царем над собой. Только у человека есть свобода выбора. При принятии такого рода решений к нам часто приходят мысли, что Царь очень много от нас требует, взваливает на нас кучу обязанностей. Но мы забываем, что взамен Он обещает помощь и такую любовь, какую до сих пор не видело человечество. Он – Тот Единственный, Который может позаботиться о том, чтобы нам было выгодно стать Его подданными.
В книге Неемии 8:1-13 рассказывается о празднике Рош-га-Шана. Его праздновали только что вернувшиеся из Вавилонского плена евреи. Собрался народ, и священники начали читать Тору. Читали внятно и присоединяли толкование. Народ внимал услышанному. Люди, обличаемые Законом, поняли, что они грешны. И это вызвало у них печаль и слезы – они осознавали свои грехи. Далее мы видим нечто удивительное. Далее мы читаем о чем-то необыкновенном – священники приказали народу радоваться! Народ начал радоваться, есть, пить и веселиться. Они радовались прощению Господа, которое можно получить, если искренно раскаяться в своих грехах.
Традиции праздника. Основные молитвы.
1. Утром, в канун Рош-га-Шана, устраивают освобождение от обетов. Писание говорит о том, что мы вообще не должны давать никаких клятв ни людям, ни самим себе, потому, что мы не хозяева своей жизни. (Экл.5:5; Матф.5:34-36). От обещаний, данных человеку, можно освободиться, только уладив вопрос с этим человеком. Такую клятву нельзя отменить в одностороннем порядке.
От обещания, данного самому себе («буду каждое утро молиться не меньше двух часов» или «каждое утро делать зарядку») можно освободиться перед Богом – покаяться в том, что брал на себя эти обязательства, а исполнить не смог. Или же начать исполнять обещания.
2. В первый вечер Рош-га-Шана все поздравляют друг друга словами: «Лешана това тикитев ветихатем» – «на будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью».
3. Традиционная праздничная трапеза включает в себя все традиции шабатней трапезы. В этот день мы макаем халу не в соль, а в мед, чтобы год был для нас сладким. Затем мы берем яблоко, опускаем его в мед и произносим сначала традиционное благословение на фрукты:
«Барух Ата Адонай Элохейну Мэлэх хаолам борэ при хаэц» («Благословен Ты, Господь Бог наш, царь Вселенной, сотворивший плод дерева»), а потом: «Иехи рацон милфанэха Адонай Элохейну Элохей авотэйну шетехадеш алейну шана това уметука» («Да будет желанием Твоим, Господь, Бог наш, Бог отцов наших, чтобы обновить для нас год добрый и сладкий»).
4. Во многих общинах едят также кусочек рыбьей головы. При этом говорят: «Иехи рацон лэфанэха Адонай Элохейну Элохэй авотейну шенахье лерош ло лэзанав». («Да будет желанием Твоим, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы мы были головой, а не хвостом»). Эта традиция основана на стихах во Второзаконии 28:13 и 28:44. Что такое быть головою, а не хвостом? Быть головою – значит поступать соответственно тому, что хочет Господь. А находиться в хвосте – это тогда, когда жизнью руководят похоти и желания плоти. Необходимо разум обновлять Божьим словом. Надо понимать, чего хочет Господь, и поступать соответственно.
Завершается трапеза благословением – благодарностью Всевышнему за еду, за землю Израиля, за Иерусалим и за все хорошее, что мы ежедневно от Него получаем.
5. Одна из особых молитв этого дня «Авину Малкейну». Она называется так потому, что каждая строка ее начинается словами «Авину, Малкейну!» (Отец наш, Царь наш!»). Эта песня-молитва начинается с признания наших грехов и заканчивается словами: «Отец наш, Царь наш! Смилуйся и ответь нам, ибо и нет за нами добрых дел, сотвори нам милость и прояви к нам доброту, и спаси нас!». Обычно вся община поет последние строки вместе.
6. На Рош-га-Шана читается отрывок из Торы о рождении Ицхака в Бытии 21:1-34. Из первой книги Царств, 1:1-2:10, зачитывается о Хане, матери пророка Шмуэля, которая долгие годы была бесплодна. Наконец, после долгих ее молитв, Бог дал ей сына! В благодарность Господу Хана поет для Него гимн: «Ликует сердце мое от помощи Господа, я победила, не боюсь я врагов моих – ибо веселюсь я, спасена я Тобой!»
Далее – отрывок из Торы (Быт.22:1-19), который называется «Акедат Ицхак», или «Связанный Исаак». В нем рассказывается о том, как Авраам, повинуясь Богу, принес жертву. Этой жертвой должен был стать единственный сын Авраама Исаак. У этой истории есть замечательная параллель в Новом Завете, где говорится, что Бог не пощадил Своего единородного Сына Иешуа для искупления грехов всех людей мира.
Еврейская традиция рассматривает принесение Авраамом в жертву Исаака как высокий образец преданности Богу, как символ готовности к самым тяжелым утратам во имя верности воле Божией. «Страна Мориа», упоминаемая в Библии, отождествляется с горой Мориа в Иерусалиме, на которой Соломон впоследствии воздвиг Храм (2Пар.3:1). Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где произошла Акеда (связывание) Исаака.
Христианский взгляд
Исаак стал прообразом смерти и воскресения Иешуа Мессии. Почти все, что происходило с Исааком, произошло и с Иешуа:
1.Чудо рождения.
Сарра родила Исаака, когда ей было 90 лет, и ее чрево состарилось. Она не могла иметь детей. Но Бог, обещавший Аврааму сына от Сары, исполнил Свое обещание, и она смогла чудесным образом принять семя мужа и родить здорового ребенка. Также и Мирьям (Мария), которая была девственницей, смогла зачать от Духа Святого и родить святое и безгрешное дитя – Иешуа.
2.Им обоим были даны имена до рождения.
Сарра рассмеялась (ивр. – цахак), когда услышала, что у нее будет ребенок (Быт.17:17), поэтому родившееся дитя назвали Исаак, что означает «смех» или «он засмеялся» (ивр. – Ицхак). «Сарра, жена твоя, родит тебе сына и ты наречешь ему имя: Исаак (Быт.17:19). А при рождении Иешуа: «И наречешь Ему имя Иешуа, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21).
3.Они были послушны своим отцам.
Исаак был послушен своему отцу и выполнил все, что тот ему повелел. Про Иешуа написано: «Хотя Он и Сын, но страданиями навык к послушанию». (Евр.5:8).
4.Восхождение на гору.
Исаак нес на себе дрова для жертвенника, на котором отец должен был принести его же в жертву на горе Мориа. Две тысячи лет назад Иешуа нес на Себе крест, на котором Его должны были распять.
5.«Смерть» и «воскресение».
Бог испытал готовность Авраама принести Исаака в жертву (Евр.11:17-19). Иешуа Мессия Своей смертью полностью заплатил всю цену за нас, освободив от закона греха и смерти.
7.На Новый год мы говорим друг другу: «Лешана това тикатейву» – «Пусть вас запишут на хороший год». Слово «запишут» взято из Псалма 68:29, где говорится о «книге жизни», в которую записывают имена праведников.
8.У евреев существует обычай, который называется Ташлих (ивр. – «бросать»). Этот обряд перекликается со словами пророка Михея: «Ты бросишь их грехи в глубины морские» (Мих.7:19).
На основании этих слов пророка и возник в средние века обычай в первый день Рош-га-Шана идти к водоему и бросать мусор из кармана в воду. Этим как бы выражается готовность освобождать свою засоренную жизнь от грехов и открывать свое сердце для очистительной работы Духа Святого. Мы раскаиваемся в содеянном и принимаем вечное прощение, дарованное нам через Голгофскую жертву.
Этот обряд может показаться наивным. Мы понимаем, что вывернув карманы, мы не можем вытряхнуть свои грехи, но наши предки были не глупее и не примитивнее нас. Они тоже понимали, что грехи – не хлебные крошки, их не вытряхнешь из кармана на берегу реки. Просто человек иногда нуждается в видимом действии. Карман является прообразом нашей души. И наводя порядок в кармане, нам легче наводить порядок в душе. Ташлих – это символ избавления от ошибок. Он сам по себе не очищает человека, но символизирует намерение человека укрепиться на пути тшувы (покаяния) в наступающем году. Он подразумевает горячее желание измениться к лучшему.
Пророческое значение праздника Йом – Троа.
На праздник Йом – Троа (День трубления) в синагогах принято трубить в шофар 100 раз. В этот праздник используется три звука:
– долгий (ткия),
– с тремя перерывами (шварим),
– рыдающий с девятью паузами (труа).
Трубление в шофар указывает на грядущее воскресение из мертвых:
«И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Матф.24:31).
Во время второго пришествия Иешуа будет звучать небесный шофар точно так же, как это было во время дарования Торы. (Исх.19:18-19).Таким звуком при втором пришествии Иешуа Мессии будут созваны на суд умершие:
«…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и шофаре Божьем сойдет с неба, и мертвые в Мессии воскреснут прежде» (1Фес.4:16). Подобно этому ежегодное трубление в Йом – Троа (Рош-га-Шана) призывает каждого духовно воскреснуть – начать новую жизнь перед лицем судящего Творца.
Итак, трубление в дни праздника Труб – это прообраз того, как мертвые воскреснут и придут на суд. Об этом напоминает резкий, тревожно-пронзительный звук шофара (1Кор.15:52). Воскресение из мертвых и последующее торжество праведников Даниил предвещает такими словами: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда». (Дан.12:2-3).
Писание также говорит о роли шофара в будущем восстановлении государства Израиль, когда еврейский народ собирается в земле Израиля для встречи с Машиахом, который установит и утвердит Свое Царство над всем Израилем:
«И будет в тот день: вострубит Великий шофар (шофар га-гадоль), и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Ис.27:13).
Подобно Исайе, пророк Захария писал, как Сам Господь будет трубить в тот день, когда Он освободит Свой народ от атак вражеских армий:
«И явится над ними Господь, и, как молния, вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (Зах.9:14).
Встреча с Машияхом будет означать окончание времен язычников (Луки 21:24; Рим.11:25). Следствием этого явится суд Бога над всеми народами на основании их отношения к Своему Сыну и к народу Израиля. Бог вынесет Свой приговор как каждому человеку, так и целым народам. В Новом Завете о Судном Дне Бога над всеми народами мы читаем следующее:
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.»(Матф.25:31-33).
Хотя Йом – Троа (Рош-га-Шана) напоминает о дне Суда, он лишен грусти и уныния. Наоборот, мы поступаем в этот праздник так, как сказано в Пс.2:11: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом».
Дополнительно о празднике на сайте Toldot.ru