Забытое еврейское кладбище в Купеле

Я люблю совмещать езду на велосипеде и исследование новых мест. На этот раз я поехал в с.Купель (Волочисский район, Хмельницкая обл., Украина).. Уже давно хотел туда поехать. В свидетельствах выживших во время Холокоста в Красиловском районе, упоминается, что часть погибших евреев в Маневцах были из с.Купель. Об этом в своих письмах пишет Фаина Грубер. Но, др. источники об этом молчат.

Мой маршрут туда и обратно состоял из 70% асфальта и 30% грунтовки. Очень хорошие дороги сделали в с.Великие Жеребки и с.Поповцы. А асфальт между Базалия -Купель разбитый.

DSC_0064

DSC_0067

Само село, как село, ничего особенного и примечательного. Несколько улиц, которые пересекаются в центре. В самом центре поставили несколько палаток с пивом. А вообще, люди заняты своими хозяйственными делами. Возможно, я не увидел ничего примечательного, потому что не все объездил в селе. Я уверен, что каждое село и город в Украине по своему уникальное и примечательное. При желании всегда можно найти много интересного и познавательного.

Будучи в Купеле я ставил перед собой цель найти места связанные с историей еврейской общины. Других целей не ставил.

Итак, поиск…

Большинство местных жителей с которыми я общался, не знают где еврейское кладбище. Правда, нашелся хороший человек, который показал дорогу и видно, что он неравнодушен к исчезающему еврейскому кладбищу и запущенному памятнику Жертвам Холокоста. Он меня предупредил, чтобы я сильно не пугался, когда буду на кладбище. Наверное, ему стало стыдно, что я стану свидетелем этого запустения.

Еврейская братская могила и старое еврейское кладбище в с.Купель

Кладбище находится возле старой больницы и в большей мере уже разрушено и сильно заросло деревьями и кустарниками.

Еврейское кладбище

Братская еврейская могила
Братская могила возле еврейского кладбища

В этом селе до второй мировой войны, во время ее и после нее был сильный антисемитизм. Евреев, которые после войны приезжали на могилы своих родственников приходилось охранять милицией. И это понятно, ведь после ликвидации всех евреев, добрые и милые соседушки бросились грабить еврейские дома и приватизировать собственность. Жители Купеля боялись, что евреи будут претендовать на свои дома…
Но, евреи всего лишь приезжали к забытым и никому не нужным потресканным мацейвам.

Кстати, бабушки, которая все знала о евреях и которую так полюбили западные туристы уже нет. Она умерла и унесла все воспоминания о тех событиях с собой… А жаль… я так надеялся с ней познакомиться…

А и еще, я побывал в соседнем селе – Холодец. Там установлен памятник борцам за Украину. В конце галереи есть два фото. Подробно об этом здесь.

Несколько интересных и важных цитат о Купеле:

На границе между Волынью и Подольем располагалось местечко Купель. Местечко, каких было много в Украине, и в то же время непростое местечко. Оно просуществовало более трехсот лет, пережило вереницу польских королей и русских царей, выжило в Первую мировую и в Гражданскую войны и было полностью уничтожено в сентябре 1942 года. Несколько еврейских семей, которых спрятали соседи-украинцы, были выслежены и убиты украинскими полицаями. Войну пережила только семья Шломо Кравца, они сразу после освобождения из Купеля уехали. Теперь на этом месте — сонное украинское село Купель, где нет ни одного еврея.

А когда-то здесь бурлила, пенилась еврейская жизнь, шла торговля, работали религиозные и светские школы, издавались книги. Да-да, в XVIII веке, когда Купель принадлежал дворянам Вислоцким, здесь работала одна из первых в империи еврейских типографий. Достоверно известно, что в период правления Северина Вислоцкого в купельской типографии вышли две книги: «Махзор микол гашана» (Махзор на весь год) и «Хидушим Магарш-а» («Новые пояснения Магарш-а») — философское сочинение выдающегося средневекового талмудиста Самуила-Элиезера бен Иуды Эдельса. Типография посеяла зерна просвещения, тягу к печатному слову, и в Купеле взошла плеяда еврейских писателей. В XIX веке раввин Иегуда Лейб Глейзер (1855 — 1916) написал и издал несколько книг; в семейных преданиях сохранилось название одной из них — «Роза и шип» — о супружеской жизни в еврейской семье. В Купеле родились, провели детство и юность еврейские писатели советского периода: Шимон Гольденберг (1910 — 1941), Александр Лизен (1911 — 2000), Хаим Бейдер (1920 — 2003).

Когда появились в Купеле первые евреи, неизвестно, ибо от старого еврейского кладбища, просуществовавшего несколько веков, осталось с десяток поваленных и разрушенных надгробий. По имеющимся сведениям, «Купельское еврейское общество» в 1847 году насчитывало 1170 душ, а по данным переписи 1897 г., в Купеле было 4333 жителя, из них 2720 евреев. Здесь имелось несколько молитвенных домов — большая каменная синагога, Бет-Медреш, Клойз и др., которые просуществовали до немецкой оккупации 1941 года. В XVIII веке возникли первые еврейские частные школы, а в XIX веке и до начала 30-х годов XX века подавляющее большинство еврейских мальчиков и значительное число девочек посещали хедер. В 1923 году в Купеле открылась еврейская семилетняя школа, которая была закрыта в 1939 году.

http://evreimir.com/24888/

Другой источник:

Местечко Купель было основано в XVI веке на рубеже между Подольем и Волынью в верховьях реки Южный Буг, который начинается в живописных озерах около села Холодец, недалеко от Купеля. Река делит Купель на две части. Первое воспоминание о местечке находим в документах за 1573 год. В 1579 году местечко было сожжено татарами, а население разбрелось по лесам.

В XVII — XVIII веках вновь заселенный Купель принадлежал князьям Збарацким, затем — Вишневским, а с конца XVIII века — князьям Вислоцким. При Вислоцком, просвещенном европейце, в Купеле была открыта одна из первых в Украине еврейская типография, где печатались учебники и несколько светских книг.

По данным переписи 1897 года, в Купеле проживали 4333 жителя, из них 2720 евреев. Еврейское население местечка занималось в основном ремеслами и торговлей, но были и учителя, и врачи.

Евреи Купеля приветствовали Февральскую революцию, покончившую с «чертой оседлости». Для молодежи открылась дорога в города, к образованию и интеллектуальному труду.

В годы Гражданской войны Купель пострадал от различных банд, которые нападали на местечко — белые, зеленые, красные. Уже после установления советской власти в Купеле была открыта семилетняя еврейская школа. Образовалось (с помощью «Джойнта») несколько еврейских ремесленных артелей.

В 1935 году на бывших княжеских землях был образован еврейский колхоз, председателем которого стал Шолом Кравец. Колхоз был прибыльным, что вызывало зависть у украинцев, которые считали, что евреям земля не полагается.

В Купеле была создана одна из первых в Украине сионистских организаций. Среди ее членов была Това Перельштейн (Рубман), родилась в Купеле в 1912 г., умерла в Израиле в 2006 г. Она является автором книги “Помни о них, Сион”, которая была напечатана на сайте “Еврейский мир”.

Целью организации было создание национального еврейского очага, основанного на принципах социализма, в Палестине, так тогда называли Эрец Исраэль. Члены движения готовились к алие в Израиль в рабочих группах — «ахшарах», еврейских сельхозкоммунах, где получали навыки земледелия. В организации состояло много талантливых людей. Еврейский поэт Шимон Гольденберг стал посещать подпольный кружок организации 15-летним пареньком. Его, наиболее начитанного, попросили сочинить гимн этой организации. Он его сочинил, конечно, на иврите:

«Вставайте, братья!
Отряхните сон!
Великий час настал,
пылает небосклон!
Под знаменем святым
мы вместе в бой пойдем —
умрем, умрем, умрем!»

Сионисты не боролись против советской власти; их целью был отъезд в Палестину и создание Государства Израиль. С советской властью они не хотели иметь ничего общего.

http://evreimir.com/20538/

Ликвидация евреев Купеля

Когда немцы вторглись в Польшу и оттуда начали доходить слухи о зверских убийствах евреев, жители еврейских местечек на Украине отказывались верить этим слухам и утверждали, что это большевистская пропаганда. Ни один еврей из местечек на Украине не эвакуировался. Евреи говорили: “Хуже того, что с нами делали начиная с 1918 года до этого дня, не может быть”. Евреи помнили хорошее поведение немецких солдат во время гражданской войны и думали, что нацисты времен второй мировой войны — это такие же немцы, люди спокойные и культурные.

Вторжение немецкой армии на территорию Украины через Польшу было неожиданным и продвигалось очень быстро. За несколько дней все местечки оказались на оккупированной фашистами территории. Когда евреи поняли, что они ошиблись в оценке положения, было уже поздно что-либо изменить. Невозможно было скрыться бегством: путь до железнодорожной станции пролегал через украинские деревни, жители которых ненавидели евреев и только ждали той счастливой минуты, когда можно будет отомстить евреям-коммунистам, причинившим им много бед. Они нарушили молчание, которое навязала им советская власть, зная, что теперь их уже не посадят в тюрьму за слово “жид”. Напротив, они получили полную свободу действий, грабили имущество, убивали, поджигали здания общественных учреждении, на которых были таблички на идише, а после того, как немцы с их помощью окончательно уничтожили еврейское население, они сожгли все дома евреев — чтобы случайно уцелевшему еврею, который пожелает вернуться в родные места, негде было жить.

По свидетельству жены Моше Шохата, которая чудом осталась в живых, ликвидация жителей Купе-ля проходила следующим образом.

В первый же день, когда немцы вошли в местечко, они приказали большой группе уважаемых евреев, стариков и молодых, собраться на площади перед большой синагогой. Там стоял памятник Ленину, и немцы потребовали, чтобы евреи сломали его голыми руками, без всяких инструментов. Когда люди попросили дать им инструменты, нацисты подняли их на смех. Тут евреи поняли, что над ними просто издеваются. Старики начали плакать и взывать к милосердию. В это время мимо проходила молодая украинка из села Чернява, находившегося по соседству с Купелем. Обращаясь к эсэсовцу, который стоял неподалеку от группы евреев, она сказала: “Вы думаете, они плачут, потому что им тяжело разрушить этот памятник? Нет, они просто не хотят поднять руку на своего бога — Ленина, проклятые коммунисты!” После этого офицер СС приказал застрелить самого старого из группы евреев, которого звали Зейдл Липес. Остальным евреям он приказал выкопать яму и похоронить в ней убитого старика вместе с его живым сыном, который лежал на трупе отца и не хотел расставаться с ним.

Украинские жители окрестных деревень восприняли это событие как сигнал к совершению любых злодейств против еврейского населения. Грабежи, убийства и жестокие издевательства стали повседневным явлением. Понятно, что евреям не к кому было обращаться с жалобами и просьбами о помощи.

Окончательная ликвидация еврейского населения Купеля была произведена нацистами в 1942 году. Евреи были разделены на две группы; первую группу ликвидировали в Рош ха-Шана, в еврейский Новый год, вторую группу — в Йом-Кипур, в Судный день. Самым страшным было убийство в Йом-Кипур: в этот день всех мужчин во главе с раввином загнали в большую синагогу. Эсэсовцы вместе с бывшим начальником районного отделения милиции, украинцем по фамилии Безручка, приказали всем раздеться, вынуть из священного шкафа свитки Торы, развернуть их по длине всей синагоги, бегать по ним и топтать их ногами на протяжении всего дня, с утра до вечера.

И несчастные люди, подгоняемые палачами, топтали ногами святые книги, которые были для них дороже жизни. Те самые евреи, которые ради этих книг, ради своего еврейства готовы были умереть. Те самые евреи, что во время больших погромов могли спастись, если бы только согласились поставить икону на окно. Но они не делали этого, не хотели позорить свое имя еврея.

Нацистские убийцы решили не только физически убить несчастных, этого им было мало, они хотели перед смертью убить их духовно, причем выбрали для этого издевательства самый священный для евреев день — Йом-Кипур.

Вечером нацисты заставили несчастных выкопать яму и заживо похоронить в ней раввина, чтобы таким бесчеловечным образом лишить их духовного руководителя.

Привожу здесь письмо Моше Адлера, бывшего жителя Купеля, посетившего Купель сразу после окончания войны, старшей дочери раввина Ицхака-Меира Глезера Бебе.

4.6.1944 г.

Здравствуй, Беба!
По воле судьбы я недавно получил известие о тебе после того, как мы не виделись в течение семнадцати лет (с 1927 года). Во время одной из моих поездок по местам, расположенным недалеко от моей старой родины, меня потянуло увидеть Купель, родное местечко, которое я когда-то так любил. В Купеле я встретил Шломо Кравеца, единственного нашего земляка, оставшегося в живых, вместе с женой и двумя детьми. От него я получил твой адрес. Беба, я вынужден сообщить тебе горькую весть: из всех твоих родных, память которых дорога и мне, никто не остался в живых. Я слышал рассказ о трагической судьбе, постигшей твоего отца. Когда немцы вошли в Купель, они первым делом начали издеваться над твоим отцом, чтобы тем самым показать глубокое презрение, которое они питают к еврейской общине.

Они хотели силой заставить его делать вещи, являющиеся для еврея осквернением святыни, и, когда он отказывался, пытали его. Они издевались над ним до того, что он вынужден был прятаться. И тогда немцы взяли пятьдесят одного еврея заложниками и объявили, что убьют их, если твой отец немедленно не предстанет перед ними.

Когда весть об этом дошла до него, он сдался в руки немцам, чтобы спасти жизнь заложников, но изверги не пощадили их: убили и заложников, и твоего отца. Он погребен на еврейском кладбище.

Заложников немцы загнали в маленькую камеру, где они лежали слоями друг на друге, и закрыли камеру наглухо, в результате чего в течение ночи большинство их погибли от удушья. Только те, кто находился в самом верхнем слое, выдержали эту страшную пытку; но и они не избежали общей судьбы и погибли через короткое время в ходе акции массового уничтожения евреев.

Так погиб твой отец и своей смертью завоевал вечную славу за то, что отдал жизнь за свою общину.

Беба, не плачь, пусть смерть наших близких станет девизом борьбы и мести нацистам — подонкам рода человеческого.

На этом заканчиваю. Будь здорова и счастлива, привет твоей семье.

Моше

Вечером того злосчастного дня немцы собрали всех евреев местечка, которые еще оставались в живых, — стариков, женщин и детей, присоединили к ним также мужчин из синагоги, всех вместе повели на еврейское кладбище и там расстреляли. На еврейском кладбище Купеля остались две братские могилы, а также много отдельных могил евреев, убитых или умерших с голоду в те страшные дни.

В течение длительного времени после войны, когда еврей — житель Купеля, который в военные годы находился в другом месте или вернулся живым с фронта — обращался в сельский совет и хотел узнать, что случилось с его родными во время войны, он получал стандартный ответ: “Члены вашей семьи умерли естественной смертью”.

В 1991 году Купель посетил Михаил Глезер, сын покойного раввина местечка. В письме ко мне в Израиль он написал, что местечка больше нет, на его месте стоит типичная украинская деревня, и еврейское кладбище тоже не существует. Сохранился только один памятник на братской могиле, находящейся там, где было еврейское кладбище. За братской могилой ухаживает украинка по имени Аннушка. Надпись на памятнике гласит: “Здесь похоронены советские граждане, убитые немецкими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.”. Ни одно слово не напоминает о том, что это могила евреев.

Плача, Аннушка рассказала Михаилу Глезеру, что в этой могиле похоронены сто семьдесят пять евреев. По ее словам, есть еще несколько братских могил, в каждой из них похоронено от пятидесяти до ста евреев, расстрелянных отдельными группами. Никаких памятников на этих могилах нет.

Каменные плиты памятников, оставшиеся на месте разрушенного еврейского кладбища, были использованы жителями окрестных деревень в качестве фундаментов для домов. В Купеле построено много красивых домов на этих фундаментах. Аннушка также рассказала Михаилу о пятидесяти одном заложнике, которых немцы задушили в маленькой камере в 1942 году. По ее словам, все задохлись, никто не уцелел. Приведенная в письме Моше Адлера к Бебе Глезер деталь о том, что “только люди в верхнем слое выдержали эту пытку”, видимо, с течением времени забылась.

Аннушка рассказала Глезеру о последней акции, завершившей ликвидацию еврейского населения Купеля. В один осенний день 1942 года староста местечка, некий Синико, вывесил объявление о том, что евреи должны собраться на главной площади местечка, откуда их перевезут в другое место. Жители дупеля не знали, куда их хотят перевезти. Стариков и больных погрузили на подводы. Никто не составлял списка этих людей, никто их не считал. Михаил Глезер полагает, что их повезли в окружной центр, город Волочиск, где немцы концентрировали евреев 13 маленьких местечек, чтобы затем вывозить их группами на расстрел.

Многие евреи не явились на площадь и пытались прятаться, но украинцы нашли их и выдали немцам. Таким образом, были уничтожены все евреи г. Купеля. Имущество евреев староста раздал украинцам, а дома были снесены, чтобы случайно уцелевшие еврейские жители города не могли в них возвратиться. На этом описании кончается письмо Михаила Глезера.

На протяжении многих лет после войны евреям было опасно в одиночку посещать Купель.

Источник


Стихи к песне о Купеле (автор Хаим Бейдер)

Много есть прекрасных мест на свете,
Но дороже сердцу и родней
Маленькая точка на планете,
Ставшая давно судьбой моей.

ПРИПЕВ:
Купель, боль моя и радость!
Купель, мой сон тревожный – ты.
Детства неосознанная сладость,
Юность – мир моей мечты!

Сколько бы судьба нас не штормила,
Я к тебе иду всегда вослед –
К той земле, которая вскормила,
К дому, где познал я белый свет.

ПРИПЕВ.

Черным ветром, злым над отчим краем,
Был с лица земли снесен тот дом,
Но мы детям, внукам завещаем
Память об истоке дорогом.

Музыку к песне написал Юлий Зыслин – москвич , автор и исполнитель множества песен. Эту песню он исполнял в России, Израиле и в США – в Филадельфии при открытии на еврейском кладбище памятника жертвам Бабьего Яра, на 110- летии со дня рождения Соломона Михоэлса в Балтиморе. А в 2000 году на торжествах по случаю 80-летия Хаима Бейдера Юлий Зыслин прекрасно исполнил песню о Купеле, чем очень обрадовал юбиляра.
В 2005 году Зыслин побывал в Израиле и исполнял песню о Купеле в Русском культурном центре в Иерусалиме, и я об этом сообщила сестре Давида Бойма Мане. Дочери повезли ее на этот концерт, и она преподнесла Зыслину букет цветов, поблагодарила за песню о ее родине.


Фотогалерея

[FAGP id=6691]


Ссылка на трек.

Дата поездки: 28 мая 2016 г.


Источники:

Компьютерная база данных “Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы”

Рекомендую прочитать:

Как убивали мою бабку

Підписатися
Сповістити про
guest

2 коментарів
Старіші
Новіші Найпопулярніші
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі