Праздник Сукот, или Кущи (синод. перевод) – это один из трех паломнических праздников, когда должно созывать священные собрания (Лев. 23:2) и когда «весь мужеский пол должен являться пред лице Господа Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей», Втор. 16:16. Сукот завершает цикл годичных праздников. Отмечается он в конце сельскохозяйственного года, когда еще можно ночевать под открытым небом. Праздник отмечается семь дней.

Это праздник связан с воспоминаниями о странствовании израильского народа по пустыне, во время его исхода из земли египетской. Бог вел их в Землю Обетованную, милосердно сохранял во время странствования по пустыне. «В кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш», Лев. 23:42-43.

Также это праздник сбора винограда и урожая, собираемого на исходе лета. Это время приношения хвалы и благодарения Богу за Его обильные благословения: «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе», Втор 16:16,17. Евангельские христиане, например, по аналогии установили праздник благодарения или жатвы.

Как уже было отмечено выше, история праздника Суккот, или Кущи уходит своим началом во времена исхода Израиля из Египта. Около полторы тысячи лет до новой эры, Бог через Моисея великими знамениями и чудесами вывел народ Израиля из египетского рабства, чтобы ввести его в Землю Обетованную.

Первая остановка была в местности Сокхоф (др. евр. «суккот»-шалаши, кущи): «И отправились сыны Израилевы из Рамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей», Исх.12:37,38.

Обратим внимание на тот исторический факт, что вместе с израильтянами вышли люди из разных племен, не принадлежащие к племени Израиля. Это одно из событий, имеющих огромное значение в истории человечества. Все, кто присоединились к народу Иакова, которого Бог назвал Израилем (Быт.32:28), и вкушали вместе с еврейскими семьями пасхального агнца, обрели спасение от ангела смерти, поражавшего Египет, а также Его милость и защиту в исходе из земли рабства.

Следующее значение заключается в том, что Бог назвал всех, евреев и присоединившихся к ним из других племен и народов, одним Своим народом. То есть, все, кто были далеки от общества Израилева, чужды его обетованиям и не имевщие надежды без Бога, стали близкими через кровь агнца (Еф. 2:12,13).

И третье. Все люди из других племен рассредоточились и растворились среди двенадцати колен Израиля. С этого момента стали одним обществом Израиля, находящимся под покровом Божьим.

В еврейском лексиконе синонимом слова «кущи» есть слова «скиния», «покров».

«Простер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью». Пс.104:39.

«Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу». Пс.26:5.

Давайте посмотрим, как праздновался этот праздник в древние времена. Праздник Сукот – это праздник радости и веселья. Продолжался он семь дней, с 15-го по 21-ое тишрея (конец сентября – начало октября), и завершался на восьмой день торжественным собранием. Первый и последний дни считались днями отдыха, когда запрещалась всякая работа и общество Израиля собиралось вместе (Лев.23:34-36, 39; 2Пар.7:8-10).

В дни праздника весь народ Израиля выходил из своих домов и следовал на Богослужение в Храм. Целые колонны людей, повозок, скота со всех концов Израиля и за его пределами следовали в Иерусалим. Люди выходили из обыденного места жительства, чтобы провести семь дней в кущах (шалашах), где сквозь крышу из ветвей было видно небо, чтобы вновь ощутить себя выходящими из Египта и зависящими только от милости Божьей.

В библейские времена кущи изготавливались из растений, употребляемых в ритуале этого праздника: «В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые, ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней», Лев. 23:40.

Согласно еврейской традиции эти растения имеют определенный смысл:
— «пэри эц гадар» – «плод дерева великолепного» (синод. перевод «ветви красивых дерев»). Это этрог, цитрусовый плод, обладающий сильным запахом и вкусом. Он символизирует праведника, изучающего Тору (Божье слово) и творящего добро людям;
— «капот тимарим» – «ветви пальмовые». Это финиковая пальма, которая приносит плоды, обладающие вкусом, но лишенные запаха. Они символизируют людей, изучающих Тору, но не творящих добрых дел;
— «анаф эц-авот» – «ветвь дерева густолиственного». Это мирт, вечнозеленый кустарник, обладающий приятным запахом, но не приносящий съедобных плодов. Он символизирует тех, кто не изучает Тору, но творит добро.
— «арвей-нахаль» – «вербы речные», лишенные как съедобных плодов, так и запаха. Они указывают на тех, кто не имеет ни знания Торы, ни добрых дел.

В праздничном богослужении этрог берут в левую руку, а остальные три связывают вместе и берут в правую руку, что символизирует милость Божью ко всякому человеку, приходящему к Нему: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь от злых путей ваших…», Иезек. 33:11.

В эти дни совершались многочисленные жертвоприношения (Числ. 29:13-34). Раввины Талмуда признавали связь праздника Сукот с язычниками. В течении семи дней в жертву приносили семьдесят быков: «Чему соответствуют эти семьдесят быков? Семидесяти народам», Сукка 55 б. По талмудической традиции, число язычников исчисляется числом семьдесят, поэтому семьдесят быков приносили в жертву Господу для умилостивление за эти народы.

Наряду с этим израильтяне совершали добровольные приношения от плодов земли в знак благодарности за Божье благословение и окончание сельскохозяйственного сезона.

В праздник Кущей совершалось много ярких и очень красивых обрядов. Нет ни одного такого праздника, где бы было столько обрядов. Одним из кульминационных был обряд возлияния воды. Евреи говорят: «Кому не довелось видеть торжества возлияния, тот не видел в жизни своей зрелища истинной радости». Так что же это было за торжество возлияния?

В ночь Иерусалим был освящен невероятным сиянием. Такого сияния, как в эту ночь, в Иерусалиме ни в какое другое время не бывало. Четыре огромных 25-метровых светильника стояли в Храме. В них горел елей. Свидетели говорили о том, что в Иерусалиме не было и маленького дворика, который не был бы освещен этим светом. И вот, в эту ночь происходило водочерпание. В разных местах Иерусалима черпалась вода. Она черпалась из особых бассейнов и наливалась в особые сосуды. Эта вода ночью в сиянии золотых светильников переливалась разными цветами, поэтому этот праздник называли многоцветным. Это было необыкновенно прекрасное зрелище.

Особо радостным во время праздника Кущи были ночные действа во «дворе женщин». Двор был освещен светом золотых светильников (семисвечник). Вокруг них с хвалебными песнопениями, под музыку, исполняемую левитами, с факелами в руках, танцевали почетные горожане, священники и раввины. Левиты стояли на пятнадцати ступенях, которые вели во «двор израильтян». Простые люди размахивали лулавом (связанные вместе ветви пальмы, мирта и ивы), и пели галель (Псалмы 112-117).

Центральное торжество начиналось утром следующего дня. 24 череды священников разделялись на три группы. Первая группа священников служила в Храме у алтаря. Вторая группа шла в долину, где срезала ивовые ветви и вязала своеобразные вязанки, достигавшие 6-8 метров. Приготовив их, священники выстраивались в шеренги и ждали особого сигнала (звука шофара). В это же время третья группа священников во главе с первосвященником подходила к бассейну Шилоах (Силоам), что в переводе означает «мирно текущая вода».

Звук шофара разносился по всему Иерусалиму и был слышен даже за его окрестностями. Священники из долины начинали маршировать в Иерусалим ко входу в Водяные ворота. В это же время первосвященник черпал воду из источника Шилоах, и наливал ее в специальный золотой сосуд. Эта вода называлась «живой водой».

Первосвященник нес «живую воду», а с другой стороны шли священники и размахивали ивовыми ветвями, издающими громкий свист. Эти две группы священников одновременно шли в Иерусалим. Они направлялись к Храму. Впереди этих процессий шел левит, играющий на флейте, которого назвали «тот. который пронзен».

Священники входили в Храм, окружали алтарь и двигались вокруг него в особом священном танце. Первосвященник подходил с золотым сосудом к алтарю, на котором приносились жертвы, и возливал на него воду.

Итак, это было красочное торжество, с радостными восклицаниями, песнями, танцами, с яркими огнями и веселым ликованием. Ручьем лилась вода, и все пришедшие на праздник были освещены ярким светом менор (больших светильников).

В Новом Завете об это празднике упоминает апостол Иоанн в седьмой и восьмой главах Евангелия. Иешуа пришел на праздник Кущей: «Приближался праздник Иудейский – поставления кущей …Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил… Многие же из народа уверовали в Него…», Иоанн. 7:2,14,31. Затем, воспользовавшись кульминацией возлияния воды, Иешуа провозгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, как сказано в Писании, у того из чрева потекут реки воды живой», Иоан. 7:38:37. Ведь «живая вода» есть Божье Слово, Дух Истины, который животворит, который несет жизнь непреходящую, жизнь вечную. В этот красочный, сияющий огнями момент праздничного ритуала Иешуа как бы говорил: «Все, что здесь происходит – указывает на Меня. Каждый образ ритуала этого праздника говорит обо Мне!». «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», Иоан. 8:12.

Иешуа давал всем понять о том, что Он есть ответ на их молитвы и славословия. Потому, как в момент возлияния, когда вода лилась из золотой чаши к подножию жертвенника, это символизировало молитву о дожде, а также об излиянии Руах Га Кодеш (Святого Духа) на народ Израиля. И в это время священники трубили в трубы (шофар), а левиты пели священные песни, подобно:

«Славлю Тебя, что Ты услышал меня
И соделался моим спасением.
Камень, которые отвергли строители,
Сделался главою угла
Это от Господа, и есть дивно в очах наших.
Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный.
О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!
Благословен грядущий во имя Господне!
Благословляем вас из дома Господня!
Бог – Господь, и осиял нас». Пс.117:21-27.

И вот пришел Тот, Кто дает спасение всем, кто уверует в Него, дабы никто не умер, но имел жизнь вечную: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших», Иоан. 8:24. Потому что верою будет жив праведный.

Именно это и произошло с блудницей, которую привели книжники и фарисеи к Иешуа в последний день праздника Кущей Гошана Раба и которой Иешуа сказал: «И Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши», Иоан. 8:11.

Насколько же велика Божья любовь к нам, грешным людям, что Он, по Своей благости и милости дарует спасение от смерти греха и Свой покров. И всякий, кто призовет Его, спасется: «Живущий под кровом Всевышнего, под сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой на которого я уповаю»!», Пс. 90:1. Это истинная радость!

Насколько праздник Сукот актуален в нашей с вами жизни?

Чтобы войти в радость Божьей кущи, надо поверить Радостной вести Иешуа и принять Его заповедит как эталон в своей жизни: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», Иоан. 8:31,32. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его, защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне , и услышу его, с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его; долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое», Пс. 90:14-16.

Господь не меняется! Он вчера, сегодня и вовеки тот же! И милость Его безгранична, любовь бескорыстна, спасение благодатно.
Со дней Моисея, когда Бог вывел народ Израиля из Египта с великими чудесами и знамениями, евреи из праздника в праздник в радости и веселии воздавали Господу жертву хвалы и благодарности за Его милость и верность Своему завету. Так и мы входим в праздник Сукот, в кущу, т.е. шалаш, сделанный из ветвей деревьев, благодарим Его за исход в нашей жизни, Его безграничную любовь к нам, Его искупительную жертву, которой Он примирил нас с Собою.

Сам шалаш символизирует Божий покров. Входя под Его покров (Кущу), мы предаем себя Его милости. Каждый листик ветвей кущи как будто шепчет: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную». Иоан.3:16. В этом есть надежда для будущности каждого народа, племени, человека, Среди множества листьев шалаша есть листочки, символизирующие не только верующих, но и тех, за кого мы молимся, кто еще не принял искупительную жертву Иешуа, кто еще лишен истинной радости торжества.

И вот второй аспект этого праздника – это пророческое ходатайство за всех людей, и конечно же, в первую очередь, за тех, кто лежит в нашем сердце. Ибо Господь не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы каждый обратился от злых путей своих, и имел жизнь вечную. Ведь об этом пророк Захария пророчествовал еще в 6-м веке до Р.Х. в 14 главе своей книги, которая относится к ранней апокалипсической литературе:

«И будет в тот день, не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь, лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всей землею; в тот день будет Господь един, и имя Его – едино. И будут жить в нем и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно».Зах. 14:6-9,11.

Господь поразит народы, воевавшие против Иерусалима, которые все-таки не примут Радостной вести. Воевавшие же против Иерусалима, но уверовавших и принявших Слово Божье, будут помилованы:

«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника Кущей». Зах. 14:16.

Это говорит о том, что праздник Сукот, как и другие Божьи праздники (Песах-Пасха, Шавуот-Пятидесятница и др.) актуальны абсолютно для всех, независимо от этнической принадлежности.

Все, кто верою приняли Иешуа как Господа и Спасителя, входят в Сукот, в Божью кущу, присоединившись к обществу Израиля и будучи наследниками заветов обетования:

«Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире; А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир… Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Еф. 2:12-15, 18, 19.

Поэтому праздник Кущей – это праздник как евреев, так и неевреев, которые вместе радуются и веселятся одним единым Божьим народом, где нет никаких разделений и преград: «Ибо все вы Божии по вере в Иисуса Христа; все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Гал. 3:26-29.

И вот, одной единой семьей мы садимся за праздничный стол, в изобилии наполненный плодами земли, которыми благословил Бог. Как во времена Храма, когда народ Израиля приносил от плодов земли, благодаря Господа за сбор последнего урожая. Это пророческое действие, символизирующее «последнюю жатву», о которой говорил Иешуа: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина ж, чтобы выслал делателей на жатву Свою», Мат.9:36-38.

Обратим внимание на последнюю фразу: «на жатву Свою». Все мы являемся «Его жатвой». И так как в Песах Иешуа был принесен как первый сноп жатвы, так и мы в Сукот приносим себя как последний сноп этой же жатвы: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его», 1Кор. 15:23.

«Последняя жатва» символизирует «последнее время», время Его (Иешуа) второго пришествия. Время Его пришествия уже близко, ибо последняя жатва настала: «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел второй ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата», Откр 14:14-16.

Праздник Сукот – это особенный праздник. Поскольку Кущи являются самим Иешуа, то этот праздник является не временным (просто календарным), а пришедшим к нам от вечности. Это Божий праздник: «Объяви сынам Израилевым, и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания; вот праздники Мои…», Лев.23:2.

В еврейском лексиконе слово «праздники» может иметь несколько смыслов:
1) назначенное время, назначенный срок, определенная пора;
2) назначенное собрание или встреча;
3) назначенное место, место встречи;
4) назначенный сигнал или знак.

Синонимом в Септуагинте (греческий перевод оригинала Ветхого завета) являются слова «» со значением: собрание, общество, группа, скопище, сонм, рой, стадо, дом, семья. А также: «» – шатер, скиния, палатка, покров, куща, обитель. И еще: 1. восхождение, подъем, лестница; 2. возвышенность, гора.

Из этого можно сделать вывод, что Божьи праздники – это назначенное время восхождения общества под покровом Господа в Божью обитель.

Апостол Иоанн описывает праздник Сукот в книге Откровения, где Кущами является сам Господь: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом , говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» « И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голо с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их», Откр. 7:9,10; 21:2,3.

Скиния (евр. мишкан, греч. скене – «обитель, жилище, шатер) – это переносное святилище, в котором со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Исх. 25:8). В Скинию могли входить только лишь священники, а за завесу (Святая Святых), где стоял ковчег завета – только лишь первосвященник один раз в году на Йом Кипур.

Это является прообразом Иешуа – Первосвященника Нового Завета (Евр.7:16; 9:24). Скиния и Тело Мессии (Его Церковь) не имеют на земле постоянного града и символизируют окончательное воссоединение человечества с Богом.

А Куща, в которой просит Господь праздновать этот праздник – это переносной шалаш, который использовали люди во время исхода из Египта, на пути в Землю Обетованную. Шалаши (палатки) были временным жилищем. И это есть прообраз нашего бытия в этом мире, пристанище на пути в новую Землю Обетованную, Новый Иерусалим. Ведь мы странники и пришельцы на земле (Евр. 11:13-16).

Итак, праздник Сукот (Кущи) – истинно праздник радости, ибо Сам Господь, радуясь вместе со Своим народом, наполняет его небесной радостью. Сам Господь настолько сильно радуется со Своим народом, что по истечении семи дней праздника еще просит: «Ну останься со Мною еще на один день» («Шмини Ацерет»)!

[notification_info]Фрагмент книги «Еврейские праздники», авторы Б. Грисенко, Игаль Рос, Ирина Чечушкова, Любовь Кадырова и др.» ,Издательство «Медиа-центр «Шофар» 2010 г. Продается на раскладках КЕМО или на сайте www.baruhaba.org.[/notification_info]

Помощь проектуВам нравится сайт Красилов Еврейский? Вы можете помочь развитию проекта. Я хочу помочь!