«И был вечер и было утро…» – день 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й – шесть дней творения… . Бог строил дом для Своей семьи. Он учел абсолютно все, что будет нужно. Он приложил Свое сердце. Все, что было сотворено Им, было «весьма хорошо». И вот, наконец, появились те, ради которых все было сотворено, – люди. «И был вечер, и было утро», наступил особенный, 7-й день. День, проведенный вместе, – Творец и люди. И Бог отделил 7-й день от всех других дней навеки, как особенный (Быт.2:1-3). Это было время их знакомства, познания. У Адама еще не было никаких обязанностей. Жизнь человека началась со знакомства с Творцом. От Бога человек узнал, что ему предстоит делать (и чего не следует делать) в следующие дни, до следующего шабата (Быт.2:15-17; Пр.6:23). Суть этого дня не изменилась до сего времени – это время, отделенное для Бога. По преданию, Адам еженедельно праздновал Шабат и завещал поступать так всем своим потомкам.

«И был вечер и было утро…» – день 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й – шесть дней творения… . Бог строил дом для Своей семьи. Он учел абсолютно все, что будет нужно. Он приложил Свое сердце. Все, что было сотворено Им, было «весьма хорошо». И вот, наконец, появились те, ради которых все было сотворено, – люди. «И был вечер, и было утро», наступил особенный, 7-й день. День, проведенный вместе, – Творец и люди. И Бог отделил 7-й день от всех других дней навеки, как особенный (Быт.2:1-3). Это было время их знакомства, познания. У Адама еще не было никаких обязанностей. Жизнь человека началась со знакомства с Творцом. От Бога человек узнал, что ему предстоит делать (и чего не следует делать) в следующие дни, до следующего шабата (Быт.2:15-17; Пр.6:23). Суть этого дня не изменилась до сего времени – это время, отделенное для Бога. По преданию, Адам еженедельно праздновал Шабат и завещал поступать так всем своим потомкам.

Впоследствии, образовав Свой народ (евреев) и освободив их от египетского рабства, Господь дал законы, исполняя которые, он (народ) жив будет. Четвертая из 10-ти заповедей – заповедь о 7-ом дне недели – шабате (Исх.20:8-11; Исх.31:13-17; Втор.5:12-15). И позже Бог неоднократно напоминает о важности этого дня (Лев.23:1-3; Ис.58:13-14; Ис.66:22-23; Иер. 17:21-22,24-25; Иез.20:20-25).

Три тысячи лет евреи соблюдают Шабат. Он занимает центральное место в еврейской жизни. Что же такое Шабат с точки зрения еврейской традиции?

Это слово происходит от «лишбот» (ивр.), что означает «прекращение деятельности», «день покоя». Не безделья, а покоя от суеты будничных дней. Это такой покой, как будто у тебя уже все есть. Шабатом неделя заканчивается. Шабат – семейный праздник.

Встреча шабата (субботы) происходит накануне вечером (в пятницу) в «эрев Шабат». Ведь сначала «был вечер…». Сохранились воспоминания о жизни евреев в небольших местечках, «штэтлах» в Украине: «В необозримых украинских степях беспорядочно раскинулась кучка убогих домишек. В большинстве из них глиняный пол, подслеповатые окна почти не пропускали света. Тяжелый повседневный труд, беспросветные будни, постоянное ожидание унижений, обид, даже смертельной угрозы…». Семья отказывала себе во всем самом необходимом, чтобы иметь возможность встретить субботу, выучить мальчиков, выдать замуж девочек. Община жила как одна большая семья и особенно это чувствовалось в субботу. «Отец в шелковом кафтане и бархатной ермолке, мама в черном шелковом платье и жемчужном ожерелье, сияют свечи, все дышит покоем и радостью, благодатным ощущением того, что хорошо быть евреем». Сто лет назад еврейский философ Ахад ха-Ам сказал: «Не столько еврейский народ хранил верность заповеди о субботе, сколько суббота хранила еврейский народ».
Итак, согласно еврейской традиции, шабат – это не просто отдых, бездействие. Это празднование успешно завершенной работы. Шабат учит нас, что всякая работа должна иметь цель, что не следует терять время.

Нужно направлять свою деятельность на верные цели и, главное, всегда сохранять свою веру, особенно в конце пути. Результатом этих усилий будет вечный «онег Шабат» – субботнее наслаждение. В шабат открывается дверь (считает еврейская традиция) и мы ощущаем ветер, дующий из Будущего, когда везде будет царить «Суббота». Шабат – «Миэйн олам хаба» – «подобен грядущему миру».

[notification_tip]Принцип субботнего покоя, поклонения и обновления, имеет единое вселенское значение – это духовный и общечеловеческий закон для всех людей. Суббота – не только окончание сотворения мира, но и прообраз Царства Божия на земле (Ис.66:22-23). Также и вечной жизни после смерти (Откр.14:13).[/notification_tip]

Но вернемся к традиционной встрече шабата. Закончена трудовая неделя, вся семья и гости собрались за праздничным столом. Все нарядно одеты, на столе – праздничная скатерть, посуда и праздничные блюда. Обязательные атрибуты субботнего стола – две свечи, две халы (плетеный хлеб), вино (или виноградный сок), коробочка для цдаки. Перед тем, как будут зажжены свечи, в коробку для цдаки кладут отложенные в течение недели деньги. «Цдака» (ивр.) – справедливость. Бог дает для пропитания всего мира достаточное количество пищи, но право справедливо разделить эту пищу предоставлено людям. Цдака – это долг для еврея. Евреи считают, что как ни мал наш достаток, всегда найдутся люди, которые нуждаются больше нас. Собранные деньги отдают нуждающимся. В этом участвует вся семья, включая детей.

Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение:

«Барух Ата Адонай, Элоhейну, Мелех hаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леhадлих нер шель Шабат!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»

Мессианская формулировка благословения:

«Барух Ата, Адонай Элоhейну, Мелех hаолам ашер кидшану бэмицвотав вецивану лэhайот ор лэгоим венатан лану Иешуа Машиhейну haop леолам.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими Заповедями и заповедавший нам быть светом для народов и давший нам Иешуа, нашего Мессию, Свет миру».

Две свечи символизируют заповеди о субботе – «шамор ве захор». «Шамор» – охраняй, исполняй, соблюдай (Втор.5:12); «Захор» – помни (Исх.20:8).

Всевышний повелел помнить всегда, в том числе и в будни, заповедь о субботе. Охраняя субботнюю святость, мы показываем нашу любовь к Всевышнему. Важно то, чем мы наполняем шабат. Насколько мы позволяем Богу заполнить день субботний. В шабат возникает «шалом байт» – мир и покой в Вашем доме. Это когда Бог наполняет все Своей любовью, когда любовь проявляется во взаимоотношениях между мужем и женой, родителями и детьми. Это когда друзья, которых мы пригласили в наш дом, находят в нем отдых.

Встреча шабата начинается с благодарения и прославления Всевышнего. Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди», «Шалом алейхем» и другие. А затем родители благословляют детей – Биркат hабаним (Быт.48:20, Чис.6:24-26).

Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение:
для мальчиков – «йесимха Элоhим ке Эфроим ве хи Менаше» – «Да сделает тебя Бог подобным Ефрему и Манассии»;
для девочек – «йесимех Элоhим ке Сара, Ривка, Рахель ве Леа» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ревекке, Рахили и Лии».

После этого муж поет жене гимн «Эшет хаиль» – «Достойная женщина». Эта песня взята из книги Притчей Соломона, глава 31, стихи с 10 по31. В ней мужчина восхваляет хозяйку дома.

Теперь можно приступать к праздничной трапезе. Произносится благословение над плодом виноградной лозы (вино или сок), который символизирует радость Божьего обеспечения (Пс.103:15):

«Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hаолам, борэ при hагафен.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».

Две халы на субботнем столе – это напоминание о том, что накануне субботы Бог давал нашим предкам в пустыне манны вдвое больше, чем в будни. Халы накрывают белой салфеткой, что символизирует манну, покрытую утренней росой. Две халы говорят нам о верности Божьей. Нам достаточно быть просто послушными и доверять Ему, а Он обеспечит нас всем необходимым. Произносится благословение над хлебом:

« Барух Ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hаолам, hамоци лехем мин hаарец.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, произращающий хлеб от земли».

Халу делят между всеми сидящими за столом. Во время трапезы все наслаждаются неторопливым общением, обсуждают темы из недельной главы Торы, поют змирот – субботние песни. Царит атмосфера любви, радости. Считается, что в шабат должно заниматься только тем, что приносит радость. «Онег Шабат» – наслаждение покоем для тех, кто готовился к его приходу в течение недели. После трапезы – «Биркат ha Мазон» – благодарение после еды (Втор.8:10).

Евреи празднуют шабат:
1. Как свидетельство того, что Бог сотворил мир (Быт.2:2-3).
2. Как память исхода из Египта – только свободный человек имел право на отдых-(Втор.5:12).
3. Как исполнение заповеди Божьей (Исход 20:8,10,11).
4. Как знамение завета Бога с еврейским народом (Исход 31:16)

Весь Шабат наполнен символами Иешуа ha Машиаха и Его грядущего Царства. Шабат был дарован нам как знак любви и посвящения Отцу, а его соблюдение – это знак веры в Слово Бога.

Мессианский иудаизм рассматривает Иешуа как центр всего праздника, так как Он провозгласил Себя «Господином субботы» (Марк.2:28), повысив тем самым значение поклонения в шабат. Этот день предназначен для того, чтобы люди могли обновить свои взаимоотношения с Богом через поклонение Ему, общение с Богом и друг с другом. Страницы Нового Завета не противоречат смыслу шабата, данного в Танахе. Иешуа никогда не нарушал истинного понятия шабата. Он упрекал законников, которые сделали шабат бременем вместо наслаждения. После смерти и воскресения Иешуа верующие продолжали соблюдать шабат (Деян.13:44, 17:2, 18:4). Шабат будет отмечаться даже тогда, когда будут сотворены «новое небо и новая земля» (Ис.66:22-23) – «…из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение…».

Каждый верующий в Иешуа Мессию может праздновать шабат, свидетельствуя тем самым что:
1. Бог сотворил мир.
2. Бог вывел его из рабства (греха и смерти).
3. Он в завете с Богом.
4. Он доверяет Богу и послушен Ему.

В послании к Евреям 3:8-19, 4:1-11 упоминается «субботство» – вхождение в Божий покой, состояние полного послушания и доверия Богу. Иешуа – Господин субботы. Мы можем в этот день встречать Его и проводить время с Ним особым образом, так, как хочет Он. «Удерживать ногу» свою… «от исполнения прихотей» своих (Ис.58:13-14) – это наша обязанность. И тогда будем иметь радость в Господе. В этот день мы желаем всем: «Шабат шалом». «Шалом» (ивр.) – благополучие, мир, здоровье, радость, счастье, законченность, полнота, совершенство. В Божьем покое – полнота, завершенность. Мы сами по себе не сможем сохранить мир в нашем сердце. Вера в Иешуа Мессию, доверие Ему дает нам основание входить в Его покой. Господь помогает нам подняться выше всех жизненных обстоятельств, выше всех наших проблем, когда мы все отдаем в Его руки. И тогда приходит шалом в наше сердце.

Шабат навсегда останется еврейским наследием, общим для всего народа. Но в личной жизни только от нас самих зависит, станет ли суббота, один из семи дней недели, особым покоем. Для каждого из нас на этой земле наступит день, когда все наши дела закончатся и нам предстоит удивительная встреча в покое вечности с Богом…

Шабат шалом, дорогие!

Фрагмент книги «Еврейские праздники», авторы Б. Грисенко, Игаль Рос, Ирина Чечушкова, Любовь Кадырова и др.» ,Издательство «Медиа-центр «Шофар» 2010 г. Продается на раскладках КЕМО или на сайте www.baruhaba.org.

Меир Левин «Горящие свечи»

Помощь проектуВам нравится сайт Красилов Еврейский? Вы можете помочь развитию проекта. Я хочу помочь!