Песах (Пасха) – самый известный еврейский праздник, который хорошо знаком не только евреям, но и многим верующим в Бога Израилева. И в Ветхом, и в Новом Завете есть описание празднования Песаха в разные исторические периоды. О самих же событиях, которые произошли более трех тысяч лет назад и с которыми связана заповедь Торы праздновать Песах, рассказывает книга Шемот (Исход).

Тора повествует, что евреи, а именно род Иакова, пришли в Египет, спасаясь от поразившего землю голода. Всех же пришедших в Египет евреев было 70 человек (Исх.1:5). На то время сын Иакова Иосиф стал в Египте вторым лицом после фараона. На новом месте евреи обустроились, и как говорит Писание, «…сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх.1:7).

Однако спустя время восстал фараон, который не знал заслуг Иосифа. Он решил извести евреев, превратив их в рабов и изнуряя их тяжелыми работами. Даже более того, было издано повеление убивать у евреев всякого новорожденного мальчика, а девочек оставлять в живых, чтобы они в будущем выходили замуж за египтян. Таким образом, евреи оказались в Египте в тяжелом рабстве.

Бог обещал, что евреи будут в Египте 400 лет, а затем они должны будут выйти оттуда. Но они не выходили. Они не хотели признавать себя рабами. Когда же они наконец поняли, что они рабы, они подняли свои головы к небу и начали взывать к Богу. Они вспомнили, что у них есть их Бог – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог праотцов, Бог евреев. Целых тридцать дополнительных лет евреи сопротивлялись и не хотели обращаться к Богу, пока рабство не стало невыносимым. Господь все это время ждал: когда же евреи, наконец, дадут Ему возможность вмешаться в их жизнь. Но Он не просто ждал – сначала Он подготовил вождя Исхода Моисея (Моше). Он готовил его сорок лет в Египте, потом еще сорок лет за пределами Египта, в пустыне. Параллельно Бог готовили в Египте еврейский народ к Исходу.

Моисей после рождения был чудесным образом спасен, усыновлен дочерью фараона, получил прекрасное придворное образование и стал вельможей (Исх.2:1-10). Перед ним открывалась великолепная карьера, однако, как говорит Писание, «верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Мессии почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:24-26). Моисею пришлось от своей хорошей жизни в Египте бежать в неизвестность. Он, принц египетский, стал пастухом овец в пустыне. Если мы проанализируем свою жизнь, то наверняка согласимся, что у каждого из нас была своя пустыня (может быть, даже несколько). Чтобы выйти из пустыни, важно помнить те далекие события Исхода и понять: из пустыни нас может вывести только Бог!

Какими же были цели Исхода? Одни цели были главными для Господа, другие – главными для людей (наших еврейских предков и даже для египтян). Первая и отправная цель Исхода – выход Божьего народа из Египта: «И иду избавить его от руки египтян…И сказал: Я выведу вас от угнетения египетского…» (Исх. 3:8,17). Вторая и конечная цель – вхождение в Обетованную землю, которую Господь обещал навеки для Своего народа, в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 3:8.). И мало того, что Господь обещал ввести народ в Обетованную землю, обещанную праотцам, Он заранее поставил целью укоренить Божий народ на этой земле и дать ее в наследие Израилю: «И введу вас в ту землю, о которой Я… клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам ее в наследие» (Исх. 6:8).

Между этими двумя целями, которыми начался и завершился Исход, были другие, промежуточные. При поверхностном прочтении некоторых мест Писания, посвященных Исходу, может возникнуть впечатление, что остальные цели лишь обеспечивали исполнение первой и второй. Но то, что с человеческой точки зрения промежуточное и вспомогательное, может оказаться главным с Божьей.

Коротко назовем эти цели:
— избавить народ от рабства, вывести его на свободу (Исх.6:6; Втор.7:8; 21:8; 24:18);
— открыться как единый истинный Бог и, в то же время, как Бог Авраама, Исаака и Иакова, как Отец Израиля сначала Моисею, затем Аарону, затем старейшинам Израиля, затем всему народу
(Исх.3:2-6; 4:14,15;3:16; 4:29,30);
— открыть вечное четырехбуквенное Имя Божье – Моисею и затем Израилю (Исх.3:1314);
— возродить веру в народе Божьем и поднять ее на новый уровень (Исх.4:5; 4:30,31; 14:31);
— чтобы страх Божий сошел на Божий народ (Исх.14:31);
— явить славу Свою перед Моисеем и перед Израилем, перед всем Египтом (Исх.14:17; 15:7;
16:10; Числ.14:22; Втор.5:24).

Бог хотел, чтобы Моисей и сыны Израиля научились прославлять имя Господа, и чтобы имя Его было навсегда прославлено (Исх.14:31 – 15:21; Втор.32:3). Чтобы народ Божий стал поклоняться единому живому Богу (Исх.4:31; 12:27; 34:8). Бог хотел очистить и освятить Божий народ (Исх.13:2; 19:10,14; 30:10; Втор.21:8) и освободить через Исход еврейский народ и всех, кто присоединился к нему, от лжебогов и идолопоклонства (Иез.20:7).

Бог также хотел научить Свой народ истинному жертвоприношению (Исх.3:18; 5:3; 17:15; книга Левит). Бог хотел, чтобы Израиль стал по-настоящему Божьим народом и познал Господа как своего Бога (Исх. 6:7), чтобы народ стал праздновать Богу даже в пустыне (Исх.5:1).

Бог подарил Своему народу Господни праздники: «Объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которых должно созывать священное собрание…» (Лев.23:2).

Бог хотел сделать Израиль царством священников и особым, святым народом среди всех народов земли (Исх.19:5,6). При этом Бог хотел особой близости с сынами Израиля, чтобы они всегда пребывали в Его присутствии, и хотел пробудить в народе жажду общения с Богом, стремление к близости с Ним (Исх.19:11; Исх.ЗЗ:1-4,7,15).

Господь хотел явить Себя как «Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячу родов…» (Исх.34:6,7), показать, что основа основ Его отношения к детям – любовь (Втор.7:7,8).

Бог хотел дать Своим детям вечное спасение, хотя большинство из них это спасение не приняли (Исх.15:2, Пс. 77:21,22; 117:14). И, конечно же, выводя Израиль из Египта, Бог обеспечил Свой народ всем необходим «для жизни и благочестия» (2Пет.1:3) и для служения Ему (Исх.З: 21,22; Пс.104:37).

Помимо целей, сконцентрированных вокруг еврейского народа, в Исходе Бог ставил также некоторые цели, относящиеся к египетскому и другим народам. Одной из целей Исхода было, чтобы египтяне узнали, что единый Бог есть истинный и действительно Единый Бог над всей землей, и это касалось не только египтян, но и других народов (Исх.7:5). Соответственно вытекает следующая цель – чтобы и другие народы стали бояться Господа (Втор.2:25).

Была у Бога и еще одна цель – евангелизационная. Бог говорил всему египетскому народу: «Дабы ты знал, что Я Господь среди земли.,.» (Исх.8:22,23). Бог говорит, что сделает разделение между египтянином и между Божьим народом, чтобы все увидели: «…различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал.3:18). Оказывается, что одной из целей Исхода было отделение Божьего народа от народов, не знающих Единого Бога.

Бог послал Моисея и его брата Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ из рабства. Фараон отказал требованию Моисея и даже еще больше ужесточил рабскую работу евреев. Тогда Бог наслал на Египет страшные казни, которыми Он наказывал и фараона с египтянами, и идолов, которым те поклонялись. После каждого такого наказания фараон обещал отпустить евреев, но затем отменял свое решение. Так было девять раз.

Десятая казнь была самой страшной. Исх.12:3-6 говорит о том, как накануне исхода евреям было повелено для каждой семьи принести в жертву ягненка (или козленка). Кровью жертвы необходимо было помазать косяки дверей дома, где находилась семья, а самого ягненка необходимо было испечь на огне и с поспешностью съесть с мацой и горькими травами. Ночью по египетской земле пошел ангел-губитель, во всех домах египтян, косяки дверей которых не были помазаны кровью жертвы, все первородное, и людей, и скота, погибло. Уцелели только дома евреев, мимо которых ангел-губитель, увидев кровь жертвы, прошел и не тронул их.

В то время, когда по всем египетским домам шел ангел смерти, истребляя первенцев, среди евреев не только никто не умер, но даже больные и умирающие выздоровели (Пс. 104:3 7). Никогда в истории человечества, ни до этого, ни после, не было такого, чтобы весь народ был исцелен от всех болезней. Это был уникальный случай. Это само по себе великое чудо имело не менее великое продолжение: за сорок лет последующего пребывания в пустыне у евреев не ветшала одежда, и хотя обувь не менялась, но ноги не опухали. Рождались дети, они росли, их ноги, естественно, тоже росли (Втор.8:4). А одежда и обувь сверхъестественным образом приходили в соответствие возрасту. Евреи были напоены, накормлены (Пс.77:1,24,25). Весь Исход полон чудес и знамений. И Бог не являл их просто так, за ними тоже стоят определенные цели. Бог хотел показать ничтожество лжебогов, осудить ложные религиозные системы, посрамить колдовство и магию (Исх.12:12; Числ.33:4; Исх.8:18,19). Своими великими чудесами и знамениями Всемогущий показал бессилие всякой небожьей силы и власти перед Ним: и сатанинской, и человеческой (Исх.З:19,20).

Когда же по Египту прошел ангел-губитель, египтяне из-за страха, что они могут все погибнуть, не только отпустили евреев, но даже побуждали их уйти поскорее. Но на этом Исход не закончился. Фараон, отпустив евреев, начал сожалеть об этом и послал вдогонку войско, чтобы вернуть их. Воины фараона настигли евреев, когда те были у Чермного (Красного) моря. Увидев себя зажатыми между морем и войском фараона, Моисей начал взывать к Богу. Когда же Моисей, по повелению Бога, простер посох на море, начал дуть сильный восточный ветер и воды моря расступились. Евреи перешли по дну моря на другую сторону. Египтяне погнались следом, но Моисей снова поднял посох и воды моря сомкнулись, потопив войско фараона. Так Бог спас Свой народ из египетского рабства и в память об этом Тора заповедует праздновать Песах (Исх.12:14-20, Лев.23:5-14, Втор.16:2,6-7).

У этого праздника есть четыре названия: праздник Песах, праздник свободы, праздник мацот (опресноков) и праздник весны. Название праздника Песах происходит от глагола «пасах», что значит «миновать, пройти мимо». Это название связано с десятой казнью, когда ангел-губитель, проходя по египетской земле, поражал дома египтян и проходил мимо домов евреев, помеченных кровью пасхальной жертвы (Исх.12:12-13). Сам же пасхальный ягненок называется «пашаль».

Также Песах – это праздник свободы, в который торжественно отмечается момент зарождения Божьего народа. Ведь без этих исторических событий еврейского народа не было бы. И десять Заповедей начинаются с утверждения: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3). Одним из ключевых аспектов праздника Песах является власть Бога над историей, в том числе освобождение Им евреев из египетского рабства.

Название «праздник опресноков», или «Хаг-га-Мацот», Песах получил от заповеди есть в семь праздничных дней только мацу – опресноки (Исх.12:15,17-20). Маца – это пресный хлеб, испеченный особенным образом, а именно с момента контакта муки с водой до выпечки должно пройти не более 18 минут. Согласно Исх.12:34, евреи во время исхода ели мацу, поскольку они выходили из Египта настолько поспешно, что у них не было времени ждать, пока тесто заквасится. Маца – это единственный хлеб, который евреи согласно Торе имели право есть на Песах. Хлеб, выпеченный из муки одного из пяти видов зерна (пшеницы, ржи, овса, полбы или ячменя), при этом если мука находилась в контакте с водой 18 минут и более, считается квасным и называется хамец («квасной»). Поэтому, согласно ортодоксальной еврейской традиции, перед Песахом, убирая дом, тщательно устраняют любые следы любого хамеца.

Праздником весны Песах называют потому, что его празднование приходится на середину весеннего месяца нисан. В это время созревает ячмень и начинается его жатва. Во времена, когда стоял Храм, согласно Торе на второй день праздника необходимо было принести в Храм перед лицо Божье первый сноп жатвы (Лев.23:10-11). Название же месяца нисан пришло из Вавилонии и переводится как «почка, бутон». Поэтому символично, что после исхода в нисане евреев из Египта началось возрождение еврейского народа.

Согласно Торе, Песах должен праздноваться семь дней. Первый и седьмой день праздника называют Йом-тов, это особые дни, в которые всем евреям во времена Храма было предписано собираться в Храме на «священное собрание» (Лев.23:7-8). Дни праздника со второго по шестой называют Холь-Гамоэд (хол – обычный, моэд – выделенный, предназначенный), т.е. обычные праздничные дни, в которые, однако, все законы Песаха действительны.

Еще во время подготовки к Песаху принято оказывать помощь нуждающимся, особенно помочь купить все необходимое для праздника. На празднование принято приглашать в гости одиноких людей и бедняков, чтобы никто не чувствовал себя покинутым или одиноким. Вся атмосфера празднования наполнена семейственностью, которой Песах отличается особенным образом.

Еврейская традиция считает, что во время празднования Песаха необходимо воспроизвести и пережить Исход всем присутствующим. Это достигается посредством следования определенному порядку празднования, на иврите «Седер» («порядок»). Описан этот порядок в Агаде – повествовании, включающем в себя предписания о последовательности действий на Седере. Одной их самых важных частей Агады является рассказ о рабстве и освобождении от него на основе повествования из книги Исход. Это делается в соответствии с предписанием Торы: «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта» (Исх.13:8).

Принято, чтобы самый младший из присутствующих детей задал четыре вопроса, начинающиеся словами «Ма ништана…» («Чем отличается…» или «Почему…»):
— Почему мы едим мацу в этот вечер?
— Почему мы едим горькие травы в этот вечер?
— Почему мы окунаем наши травы в соленую воду в этот вечер?
— Почему мы возлежим в этот вечер?

Ведущий Седер, обычно это отец семейства, отвечает на эти вопросы, используя различные символы.

Для этого на Седере используется специальное блюдо с особой едой. Основными элементами еды являются:
маца, которая символизирует «хлеб бедствия»;
марор – горькие травы, обычно это тертый хрен, хазерет – хрен или салат с горьковато-сладким вкусом, а также карпас – вареный картофель. Согласно традиции, горькие травы напоминают о горечи рабства, а горьковато-сладкий вкус зелени напоминает одновременно о рабстве и свободе. Зелень окунают в соленую воду, символизирующую слезы, проливаемые евреями в рабстве, а также море, которое евреи перешли сверхъестественным образом, чтобы обрести свободу, когда воды моря расступились перед ними;
харосет – смесь фруктов, орехов, специй и меда, символизирующая глину, из которой евреи, будучи рабами, делали кирпичи;
бейца – яйцо, сваренное вкрутую, символ твердости еврейского народа в горестях и испытаниях, иногда – символ упорного сердца фараона;
зроа – кость с кусочком мяса на ней в напоминание о пасхальной жертве, а также о жертвоприношениях в Храме. Ортодоксальные иудеи этого мяса на Седере не едят;
четыре бокала виноградного сока. Традиция считает, что они символизируют четыре Божьих обещания, Исх.6:6-7, а именно четыре глагола: Бог Свой народ «выведет, избавит, спасет, примет к Себе». Во время Седера принято при упоминании «десяти казней египетских» проливать по капле виноградного сока за каждую казнь, чтобы выразить печаль по поводу страданий египтян. На Седере есть еще один, пятый бокал – т.н. «бокал Илии» в ознаменование того, что придет пророк Илия и провозгласит «век Мессии».

Соблюдая сейчас традицию есть на Песах мацу, евреи как бы физически переживают условия рабства и освобождения от него своих предков. Отказ от хамеца и употребление в праздничные дни в пищу только мацы призвано также напоминать о зависимости человека только от Бога.

В большинстве случаев в Писании закваска, квасное символизирует грех и отождествляется со склонностью плотской натуры ко греху, причем человек в освобождении от «закваски» полагаться на собственные силы не может. У ортодоксальных иудеев существует обычай в канун Песаха очищать дом от хамеца. Этот обычай называется «бдикат хамец». С этим связан целый ритуал, когда 14-го нисана устраивают поиски хамеца, часто всей семьей, а все найденные крошки квасного сжигают. Однако этот обычай является всего лишь прообразом тех духовных изменений, очищения, когда человек в канун Песаха пересматривает свою жизнь, свои взаимоотношения с Богом и людьми, кается в грехах, прощает обидчиков, примиряется с теми, кого обидел, и т.д., т.е. очищает свое сердце и свою жизнь от «хамеца». По-настоящему же человек может примириться с Богом только через жертву Иешуа Мессии – пасхального Агнца – жертву, которая была принесена около двух тысяч лет назад. Поэтому Писание говорит: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так-как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Мессия, заклан за нас» (1Кор.5:7).

Обязательной частью Седера являются три листа мацы, которым придается различное символическое значение. Они могут символизировать:
— священников, левитов – служителей Храма и простых евреев – Израиль;
— патриархов еврейского народа Авраама, Исаака и Иакова;
— Всевышнего – Отца, Сына и Святого Духа.

В отношении последнего символа, существует традиция, когда в процессе проведения Седера ведущий берет среднюю из этих трех мацот и разламывает ее на две части. Одна из частей – это афикоман, с греческого «после пира, после веселья». Ее скрывают, обычно заворачивая в салфетку. Этот кусок достают и съедают в конце Седера – без него Седер завершить невозможно. Завершают же Седер чтением Песни Песней, поют праздничные песни и желают друг другу: «В будущем году – в Иерусалиме».

Итак, читая Книгу «Исход», мы ясно видим, почему Бог повелел праздновать Песах. Но что же тогда празднуют христиане всего мира? По сути, это тоже Исход. Так что же, разные народы празднуют разные Исходы, разные Песахи (Пасхи)? Отнюдь. Это может показаться удивительным, но в наши дни полностью празднуют Песах только мессианские евреи. Первую часть (исход из Египта) празднуют ортодоксальные иудеи, вторую (воскресение Иешуа) – все христиане. На самом же деле, это две части, составляющие единое пасхальное торжество. И обе эти части объединены суверенным присутствием Божьим, невероятным проявлением Его могущества. Потому что в первый Песах около трех с половиной тысяч лет тому назад Бог явил Свое могущество таким образом и такому количеству людей одновременно, в таких сверхъестественных знамениях и чудесах, как Он не являл ни до, ни после этого. Но в Песах, который произошел в Иерусалиме (Йерушалаиме) около двух тысяч лет тому назад, Бог совершил еще более грандиозный Исход. И уже Исход не для одного народа (евреев), а для всех народов земли. И не для одного-двух поколений, а и для всех поколений, и не только тех поколений, которые появились на земле после этого и появятся еще, а и для всех поколений, которые были до того мессианского Исхода. Речь идет о кульминационном Песахе Иешуа. Оба эти Песаха соединены одним фактом: если в первом Исходе люди, человеческая активность, человеческая сила не играла существенной роли, то во втором – вообще никакой. Все самое главное в истории человечества совершил Сам Всемогущий Господь по Своей суверенной воле, по Своей невероятной любви к людям.

В Библии написано, что возмездие за грех – смерть. Но Бог, милостивый и любящий Отец, установил замену – смерть Пасхального Агнца, Который умер вместо всех людей, и кровь Его была знаком для спасения поверившим в эту заместительную жертву. Две тысячи лет назад Иешуа ха-Машиах принес Себя, как совершенную искупительную жертву, за всех людей, которые когда-либо жили, живут или будут жить на земле. Он стал Пасхальным Агнцем, закланным именно в день Песаха, полностью исполнив Слово Божье, все те пророчества, которые были написаны о Спасителе в Торе, Пророках и Писаниях (Ветхом Завете). Его смерть и Его искупительная кровь стала спасением не только для евреев, но и для всего человечества.

По большому счету, мы, живущие сегодня, не очень отличаемся от живущих тысячи лет назад. Все мы грешны, у каждого из нас «свой Египет», но многие из нас упорно не хотят замечать своего рабства. Страхи, сомнения, неуверенность, плохие привычки (алкоголь, курение) – это тоже рабство. Мы не свободны от многих вещей, но так же, как евреи-рабы в Египте, упорно не хотим этого признавать, и уж тем более не хотим обращаться за помощью к Богу. Каждому из нас нужен Исход, исход из чего-то – из грехов, из каких-то проблем, из каких-то обстоятельств, и вывести каждого из нас из «нашего Египта» может только Бог! Поэтому по-настоящему празднуя Песах, мы не просто вспоминаем выход евреев из рабства и славим Иешуа за Его искупительную жертву, славим Его воскресение, мы призываем Бога в свою жизнь. И наш Песах может быть у нас каждый день. А добрая пасхальная весть состоит в том, что Бог не создал никого из нас рабом. Бог избрал Себе свободный народ. И Он хочет, чтобы мы освободились. Он желает, чтобы мы знали, что не на земле решается наша судьба, а на небесах. Он желает, чтобы мы, как и евреи Египта, наконец, подняли к Нему головы, кто бы мы ни были по национальности. Евреям и неевреям нужна святая Божья свобода – настоящая свобода, не поддельная. И Бог готов дать ее каждому в любую минуту, как только мы попросим Его об этом по-настоящему, как только возжаждем по-настоящему, как только обратимся к Нему по-настоящему и совершим тшуву (обращение, покаяние).

Фрагмент книги «Еврейские праздники», авторы Б. Грисенко, Игаль Рос, Ирина Чечушкова, Любовь Кадырова и др.» ,Издательство «Медиа-центр «Шофар» 2010 г. Продается на раскладках КЕМО или на сайте www.baruhaba.org.

Помощь проектуВам нравится сайт Красилов Еврейский? Вы можете помочь развитию проекта. Я хочу помочь!