Причины создания Чрезвычайной государственной комиссии

Рассмотрены причины создания Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Советского Союза. Рассмотрена агитационно-пропагандистская функция деятельности комиссии, нацеленная на воспитание в сознании граждан Советского союза ненависти к немецко-фашистским захватчикам.

Проходят годы, но, как говорится, «время
лечит», однако период с 1941 по 1945 г. наша
страна забудет ещё не скоро. Великая Отече-
ственная война за 4 года принесла жителям
Советского Союза неисчерпаемое количе-
ство горя, страдания, народное хозяйство
страны подверглось колоссальным разруше-
ниям. Хорошо известно, что любая война –
это всегда ущерб, преступление, огромные
людские потери. Для их фиксации и подсчё-
та в период Великой Отечественной войны
была создана Чрезвычайная государственная
комиссия (далее – Комиссия). Собранные ею
материалы активно использовались органами
власти для давления на сознание людей.

Историографию по рассматриваемой теме
хронологически можно разделить на два эта-
па. Первый – с 1942 до конца 1980-х гг., когда
каких-либо специальных исследований, по-
свящённых деятельности Комиссии, создано
не было. На этом этапе собранные Комисси-
ей материалы использовались, главным обра-
зом, при составлении фундаментальных тру-
дов, посвящённых Великой Отечественной
войне(1). Второй период начинается с начала
1990-х гг. и длится до настоящего времени,
он характеризуется появлением научных ра-
бот, непосредственно посвящённых деятель-
ности Комиссии. Наибольший интерес среди
них представляют труды А. Е. Епифанова, а
также защищённая им в 1996 г. диссертация
на соискание степени кандидата юридиче-
ских наук(2). В своих работах автор опреде-
лил правовой статус и порядок деятельности
Комиссии, ее место и роль в системе орга-
нов советского государства. В 2003 г. была
опубликована статья Е. А. Мозгуновой(3), на-
писанная по документам из фондов Государ-
ственного архива Волгоградской области. В
ней рассматривается деятельность комиссии
по учёту материального ущерба, нанесённого
предприятиям, организациям, учреждениям
Сталинграда и области немецко-фашистски-
ми захватчиками. Огромный интерес для ис-
следователя представляет также вышедший
в 2008 г. под редакцией М. М. Загорулько
сборник документов о деятельности Сталин-
градской областной комиссии(4), в нём собран
огромнейший пласт документов из фондов
архивов Волгограда. Однако следует учиты-
вать, что ни в одной из рассмотренных нами
работ не было встречено упоминания об аги-
тационно-пропагандистской функции дея-
тельности Комиссии.

В связи с этим в данной статье перед нами
поставлены следующие задачи: во-первых,
выявить причины создания Чрезвычайной го-
сударственной комиссии по расследованию
преступлений, совершенных германской ар-
мией на территории временно захваченных
советских районов, и учёту ущерба, нанесён-
ного немецко-фашистскими войсками насе-
лению, государству; во-вторых, рассмотреть
её агитационно-пропагандистскую функцию,
направленную на сознание масс. Хронологи-
ческие рамки данной статьи ограничиваются
периодом функционирования Комиссии, то
есть с середины 1942 по 1946 г.

Сама идея создания Комиссии появилась
в середине 1942 г. в Управлении пропаган-
ды и агитации ЦК ВКП (б). 20 июля 1942 г.
начальник Управления пропаганды и агита-
ции Г. Ф. Александров разослал народному
комиссару иностранных дел В. М. Молото-
ву и секретарям ЦК ВКП (б) А. А. Андрее-
ву, Г. М. Маленкову, А. С. Щербакову копии
письма, в котором писал: «В ходе Великой
Отечественной войны 1941–1942 гг. ряд ор-
ганизаций взяли на себя подобный учёт и со-
бирание материалов о преступлениях герман-
ской армии. Но эта работа проводилась без
единого плана, организована она кустарно,
использовать для пропаганды, а особенно по-
сле войны почти невозможно. Всё это гово-
рит о необходимости создания Чрезвычайной
государственной комиссии, которая занима-
лась бы расследованием и учётом преступле-
ний, зверств, насилий, грабежей немецко-фа-
шистских армий и нанесённого этой армией
материального ущерба Советскому государ-
ству и советским гражданам…»(5). Этой же да-
той датирован первый проект постановления
ЦК ВКП (б) о Комиссии. В середине октября
1942 г. проект постановления о создании
Комиссии был отправлен В. М. Молотову и
А. С. Щербакову. А 2 ноября 1942 г. был из-
дан Указ о её создании. Для ведения дел был
образован Секретариат Комиссии из 8 от-
делов и ответственного секретаря. 16 марта
1943 г. постановлением № 229 были созданы
республиканские, краевые и областные ко-
миссии(6).

Крайне символично, что в составе комис-
сии обязательно должен был состоять пред-
ставитель местного НКВД, так как именно
сотрудники данного правоохранительного
органа собирали сведения о преступлениях и
причинённом ущербе до создания Комиссии.
Также сотрудники НКВД отвечали за рассле-
дования, проводимые по требованию членов
комиссии, и за выявление контрреволюцион-
ных и антисоветских проявлений со стороны
мирного населения.

В первые месяцы деятельности Комиссии
большая часть собранного материала содер-
жала информацию об ущербе, причиненном
агрессорами народному хозяйству страны. По-
мимо этого в задачи Комиссии входил также и
сбор сведений о совершённых на территории
страны преступлениях и случаях сотрудни-
чества с оккупационными властями. Однако
в работе Комиссии было много недостатков,
часто члены областных и районных комиссий
заполняли акты с ошибками, не придержива-
ясь установленных требований.

Нельзя забывать о пропагандистской цели
создания Комиссии. Её учреждение явилось
сильным политическим шагом в области про-
паганды и агитации, направленной на населе-
ние Советского Союза. На протяжении всего
периода работы комиссии её деятельность вся-
чески отражалась в документальном кино, в
радиотрансляциях, в центральной периодиче-
ской и в местной печати. Для местных средств
массовой информации статьи и передачи, по-
священные деятельности Комиссии, были обя-
зательными. При этом для освящения отбира-
лись наиболее тяжёлые для восприятия челове-
ком примеры преступлений, совершённых на
временно оккупированной территории Совет-
ского союза, а также приводились высокие по-
казатели причиненного ущерба стране. Всё это
должно было разжечь у граждан Советского
Союза ненависть к противнику, и в то же время
сплотить для достижения одной единственной
и главной цели – победы в войне.

Естественно, партийные органы власти
понимали всё значение данной агитационно-
пропагандистской деятельности и держали
её под строгим контролем. Начиная с 1942 г.,
органами пропаганды ВКП (б) начинают вы-
пускаться специальные листовки и брошюры
о преступлениях противника для агитаторов,
которые могли применяться как в армии, так
и среди мирного населения(10). Брошюры изда-
вались как общесоюзные, так и по отдельным
регионам Советского союза, освобождённым
от противника.

Результаты работы комиссии использова-
лись в разных формах агитационно-пропа-
гандистской деятельности среди населения.
Тема «зверств и злодеяний фашистов» была
обязательной при проведении лекций среди
жителей страны. На освобождённых терри-
ториях устанавливались специальные инфор-
мационные стенды, на которые ответствен-
ные лица заносили данные по причинённому
ущербу данному населённому пункту или
колхозу.

Другой специфической формой воздей-
ствия на сознание бойцов Красной Армии яв-
лялись письма мирных граждан на фронт, в
которых описывались преступления и ужасы,
совершенные захватчиками на оккупирован-
ной территории. На фронте и тылу устраива-
лись митинги, на которых после выступления
агитатора с оглашением результатов работы
Комиссии принимались обязательства с наи-
большей жестокостью громить врага.

Членами Комиссии была проведена огром-
ная работа, собрана значительная доказатель-
ная база преступлений, совершенных захват-
чиками на Советской территории. Вместе с
тем нельзя однозначно трактовать результа-
ты, полученные в ходе работы Комиссии.

Одной из слабых сторон деятельности Ко-
миссии являлся кадровый состав на местах.
К примеру, в колхозах состав комиссий был
следующим: председатель колхоза, счетовод,
представитель сельсовета и 1–2 колхозни-
ка(11). Как правило, это были малограмотные
люди, так как подавляющее число специали-
стов было призвано в действующую армию.
Выявленные факты причиненного ущерба
должны были определяться в количественно-
цифровом и денежном исчислении. При этом
следовало сопоставлять эти данные с состо-
янием объекта до оккупации его противни-
ком(12). Естественно, что практически весь со-
став комиссии состоял из местных жителей, и
при этом не исключено, что при составлении
актов показатели могли завышаться для вы-
годы родного колхоза. Могло быть и обрат-
ное. К примеру, акты, составленные район-
ной комиссией по Клетскому району Сталин-
градской области, были возвращены назад в
район, так как в них были указаны слишком
низкие денежные эквиваленты причинённого
ущерба. Председателю Клетского районного
исполнительного комитета предписывалось
исправить цены(13).

В то же время деятельность Комиссии
позволяла не только выявить, подсчитать и
расследовать, но она также позволяла оправ-
дать разрушения и кражи, обелить полити-
ку властей в отношении своих граждан. В
частности, в материалах Комиссии нигде не
встречаются упоминания о том, что разру-
шения могли произойти и вследствие целе-
направленного уничтожения имущества при
отступлении частей Красной Армии (взрывы
заводов, электростанции, выжигании полей
и др.), а также при действии партизан и ча-
стей действующей армии. В рассекреченных
архивных документах Волгоградской обла-
сти часто встречаются показания местных
жителей о фактах мародерства проходящими
воинскими частями, однако в документах ко-
миссии таких данных не встречается. В актах
все преступления на освобождённой террито-
рии списывались на немцев и их пособников,
из чего следует, что ход расследования был
предопределён и подвергался строгому контролю
с целью вызвать у населения необходимую реакцию.

Таким образом, в 1942 г. по инициати-
ве Управления пропаганды и агитации ЦК
ВКП (б) была создана Комиссия для сбора
и систематизации материала о преступлени-
ях, причинённых Советскому Союзу немец-
ко-фашистскими захватчиками. Одной из
главных причин создания Комиссии явилась
чисто политическая задача. В ходе работы
Комиссии отбирался фактический матери-
ал, который впоследствии использовался
при агитационно-пропагандистской работе
с населением, которая жёстко контролиро-
валась органами власти, в частности НКВД.
За весь период деятельности Комиссии был
собран значительный фактический матери-
ал, который в частности был использован во
время суда над военными преступниками на
Нюрнбергском процессе. Один из членов Ко-
миссии был включён в состав советской де-
легации, что свидетельствовало о важности
собранных материалов.

Примечания

1. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945 : в 6 т. М., 1960–1965; История Второй мировой войны. 1939–1945 : в 12 т. М., 1973–1982.

2. Епифанов, А. Е. : 1) Счет за Сталинград. Волгоград : Телемир, 1993. 140 с.; Епифанов, А. Е. Ответственность гитлеровских военных преступников и их пособников в СССР (историко-правовой аспект). Волгоград, 1997; 2) Организация и деятельность Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию нацистских злодеяний : дис. канд. юрид. наук. М., 1996.

3. Мозгунова, Е. А. Работа комиссии по определению ущерба, нанесённого Сталинграду и
области немецко-фашистскими захватчиками // Стрежень : науч. ежегодник. Вып. 3. Волгоград, 2003. С. 83.

4. Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Сталинградской области : документы / под ред. М. М. Загорулько. Волгоград : Панорама, 2008. 1380 с.

5. Письмо начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Г. Ф. Александрова… // РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории). Ф. 17
(Центральный комитет КПСС). Оп. 125. Д. 79. Л. 9.

6. Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам… С. 8–11.

7. Выписка из протокола №1 заседания областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний… // Архив УФСБ РФ по Волгоградской области. Ф. 2. Оп. 68. Кор. 9.
Л. 31.
8. Протокол № 6. Заседания Областной Комиссии по установлению и расследованию злоде-
яний и учёту… // Архив УФСБ РФ по Волгоградской области. Ф. 2. Оп. 68. Кор. 9. Л. 45.

9. Там же. Л. 46.

10. Например: Чуянов, А. С. Кровавые злодеяния гитлеровцев в селе Алексеевка Сталинградской области. Сталинград, 1943; Зверства немецко-фашистских захватчиков в районах Сталинградской области, подвергшихся немецкой оккупации : документы. Сталинград, 1945.

11. Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам… С. 13.

12. Перечень вопросов, подлежащих выявлению и документации о совершенных злодеяниях немецко-фашистских войск // Архив УФСБ РФ по Волгоградской области. Ф. 2. Оп. 68. Кор. 9. Л. 169.

13. Письмо председателю Клетского райисполкома // ГАВО (Государственный архив
Волгоградской области). Ф. 5266. Оп. 1. Д. 6. Л. 12.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 6 (297).
История. Вып. 54. С. 53–56
А. В. Гайдашев

Члены Государственной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их соучастников в бабьем Яру, 1944. Среди членов комиссии – военные, врачи, юристы, раввины.
Члены Государственной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их соучастников в бабьем Яру, 1944. Среди членов комиссии – военные, врачи, юристы, раввины.

От редакции: о работе, составе, положениях ЧГК и т.д. дополнительно можно прочитать здесь.

Джерело: Научная библиотека Челябинского государственного университета Перейти на сайт →

Підписатися
Сповістити про
guest

0 коментарів
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі