Красилов

Найден надгробный камень (мацейва) в Красилове

Добавлено: 03-07-2015 Изменено: 21-09-2016

Как он оказался на польском кладбище? Сколько он уже там лежит? Для меня это пока загадка. Возможно, добрые люди нашли его на месте нового еврейского кладбища, которое находилось возле местного военного аэродрома и из-за уважения к умершим отнесли его на польское кладбище.

Ведь на новом еврейском кладбище хоронили до Второй мировой войны, а также хоронили тех евреев, которые умерли в Красиловском гетто (до 1942 г.).

В 1944 году, во время освобождения Красилова, советские войска выкопали и использовали большую часть надгробных плит в своих целях. Плиты использовались в качестве покрытия для дорог.

В 60-х гг. здесь росли яблони и можно было найти редкие надгробные плиты и могилы. Жители ближайших домов даже помнят, как в то время, на могилы своих родителей (то, что осталось от кладбища) приезжали евреи. Кому-то из них даже посчастливилось узнать место захоронения своих родителей.

Со временем, оставшиеся плиты были использованы для закладки фундамента автобусной остановки. А сама территория была перекопана и отдана под сельскохозяйственные нужды.

Этот кaмень — часть надгробья с женского захоронения. Прекрасная резьба по камню говорит о том, что это надгробье — старое.

Абрам Торпусман пишет:

Хорошо видны резьба и орнаменты, результат работы хороших мастеров. Отлично видна и надпись… К величайшему сожалению, на сохранившейся части памятника нет имени упокоенной… К какому времени относится памятник? По моему мнению, к 18-му веку. Орнамент памятника — растительный. Еврейские каменотёсы, как и все причастные к изобразительному искусству, не изображали людей и, как правило, животных, ибо это считалось идолопоклонством. Анонимная покойница явно была женой (или матерью) местного богача — женщины сами по себе общественными деятельницами быть не могли.

Он перевел надпись так:

По нитмена иша хашува ве-цнуа марет.
Здесь погребена достопочтенная и скромная женщина госпожа…

Евгения Шейнман пишет:

Такое надгробье было достаточно дорогим: не только резьба стоила дорого, но и сам камень. Кстати, какой это камень? На мужских надгробьях часто изображались символы, показывающие занятие умершего (купец, ученый, путешественник, раввин, даже врач или аптекарь, и пр.) или принадлежность его к когенам или левитам. А на женских — в основном, растительный орнамент, иногда свечи, которые каждая жена и мать-хранительница домашнего очага должна зажигать перед наступлением Шаббата. Здесь очень красивый орнамент. И оригинальный! Честно говоря, я точно такого раньше не видела. Почему Абрам считает, что резьба относится к 18 веку? Потому что тогда была эпоха расцвета этого искусства — резьбы по камню на надгробьях. Но, началось оно раньше.
Растительный орнамент на нашем Еврейском Kaмне — это символ райского сада! Распространен на еврейских надгробиях в Европе с середины XVI века под влиянием ренессансной культуры.

Flickr Album Gallery Pro Powered By: Weblizar

Помощь проектуВам нравится сайт Красилов Еврейский? Вы можете помочь развитию проекта. Я хочу помочь!